Является ли поддельный страховой полис — доказательством заключения договора ОСАГО Бесплатная консул

Пленум по ОСАГО Верховного Суда (ВС) — 29 января 2020, 2020, новый

С момента внедрения системы обязательного автострахования в России прошло много лет. Однако некоторые спорные вопросы до сих пор не имеют однозначного разрешения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Пленум по ОСАГО был проведен для достижения единства в решении конфликтов. Так как далеко не все судебные решения по ОСАГО были одинаковыми в однотипных ситуациях. Это указывало на несовершенство российского законодательства. Для достижения единства применения нормативной базы в области страхования ответственности водителей, Верховный суд России провел пленум по ОСАГО.

Поднятые вопросы

Проведенный 29 января 2020 года пленум ВС разъяснил ряд спорных вопросов, а именно:

  1. Правовое регулирование связей по ОСАГО. В ходе обсуждения было принято важное решение. Если страхование осуществляется для личных целей, т. е. не для осуществления предпринимательской деятельности, то на договорные отношения распространяется Закон «О защите прав потребителей». Нормативный акт действует наравне с главой 48 ГК РФ «Страхование», ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности…» и Законом «Об организации страхового дела…». На отношения, где одной из сторон является профессиональное объединение, закон о защите прав потребителей не распространяется.
  2. Исковая давность. Продолжительность исковой давности по делам о страховании автогражданской ответственности составляет 3 года. Причем исчисление срока начинается с того момента, когда потерпевший узнает об отказе страховой компании в выплате положенной компенсации или возмещении данной суммы не в полном объеме. Примечательно, что при суброгации не следует изменение срока давности и порядка его исчисления. Напротив, даже частичная компенсация страхового возмещения или признание страховщиком претензии со стороны потерпевшего служит основанием для перерыва в сроке исковой давности.
  3. Особенности рассмотрения дел по ОСАГО. По этому вопросу можно выделить несколько основных аспектов:
    • дела по спорам, возникшим при невыполнении страховщиком договора ОСАГО, рассматриваются судами общей юрисдикции. Единственное условие – страховой случай с участием владельца автотранспортного средства не должен быть связан с предпринимательской деятельностью. Мировому судье подсудны дела при стоимости иска не выше 50 тыс. руб. (ст.23 ГПК РФ), свыше – районному суду (ст.24 ГПК РФ);
    • при спорах с владельцами транспорта, которые связаны с предпринимательской деятельностью, дела должны рассматриваться арбитражным судом;
    • если потерпевший предъявляет иск непосредственно виновнику аварии, то в качестве ответчика в деле должна быть привлечена страховая компания;
    • судья вправе возвратить исковое заявление, если не был соблюден досудебный порядок урегулирования конфликта.
  4. Страховые выплаты. Под этим термином понимается сумма, обязательная к выплате страховщиком пострадавшему лицу в качестве возмещения причиненного ущерба имуществу, жизни или здоровью. Кроме этого, возмещению подлежат восстановительные расходы, которые понес пострадавший в результате транспортного происшествия. К таким расходам относятся издержки на эвакуацию автомобиля с места аварии, хранение поврежденной машины, а также доставку пострадавшего в медицинское учреждение (в случае необходимости). Кроме этого, страховой выплате подлежит и компенсация за восстановление дорожного ограждения или знака, поврежденного при ДТП. Утраченная товарная стоимость транспортного средства, вызванная потерей презентабельного внешнего вида, также может быть заявлена потерпевшим к возмещению.
  5. Ответственность за нарушение сроков оплаты страхового возмещения. За несоблюдение установленного срока или направления пострадавшему отказа в денежной компенсации взимается штрафная санкция в размере 0,05% за день просрочки. Процент берется от граничной страховой суммы. Если страховая выплата должна осуществляться в натуральной форме, то финансовая санкция устанавливается в размере 1% за каждый день просрочки.

Постановление Пленума по ОСАГО

Учитывая рекомендации, изложенные в постановлении Пленума ВС, можно сделать несколько основных выводов:

  • Право на страховую выплату имеет собственник имущества или лицо, владеющее транспортным средством, которому был нанесен урон в результате аварии. Лица, упомянутые в доверенности на такое имущество или имеющие на него договор аренды, не имеют права на компенсацию.
  • Страховая компания обязана возмещать утрату товарной стоимости технического устройства – внешний вид автомобиля теперь является материальным ущербом. Страховая компания вправе выбрать способ компенсации: путем перечисления денежных средств на счет потерпевшего или путем отправления пострадавшего автомобиля в сервисный центр на ремонт.
  • Произошло некоторое упрощение порядка компенсации ущерба при обоюдной вине участников дорожно-транспортного происшествия. Пленум по ОСАГО постановил в таком случае устанавливать степень виновности для каждого из водителей, в зависимости от которой производится страховая выплата. В случае не установленной степени виновности, возмещение ущерба не будет превышать 50% затраченных на ремонт средств.
  • К страховому случаю отныне причисляются аварии, произошедшие вне проезжей части дороги. ДТП, случившиеся на автостоянке или во дворе, также подлежат компенсации.
  • Страховая компания ответственна за произведенный ремонт транспортного средства пострадавшего в выбранном страховщиком автосервисе. Здесь стоит разъяснить, что за качество ремонта полностью ответственен автосервис, однако если потерпевший после произведенного ремонта обнаружит какие-либо послеремонтные проблемы, то он вправе обратиться в страховую компанию для их устранения.
  • Постановление затронуло и нанесение в результате аварии ущерба недвижимому имуществу. В таком случае возмещение ущерба производится исходя из смет и заключения оценщика. Также в основе требования о компенсации могут быть иные расчетные документы.
  • Если участникам ДТП (не более чем два участника) не было причинено вреда здоровью, то Верховный Суд допускает прямое досудебное урегулирование. Участникам происшествия дается возможность договориться и не доводить решение своего спора до суда. Первым шагом должно стать обращение потерпевшего в страховую компанию.
  • Страховой случай признается и в ситуации, когда вред имуществу был причинен при стоянке, остановке, или буксировке автомобиля. Компания-страховщик обязана покрыть все расходы на восстановление транспортного средства в такой ситуации.
  • Потерпевший имеет право выбора, в каком виде принять компенсацию от страховой компании. Это может быть денежная выплата или направление на ремонт в автосервисе. Следует понимать, что износ автодеталей и узлов, возникший не в результате ДТП, полностью оплачивает пострадавший. При этом Верховный суд предупреждает, что в 2020 выплаты по ОСАГО даже при выборе потерпевшим ремонта автомобиля, производятся с учетом естественного износа деталей автомобиля;
  • Пленум ВС утвердил новый размер страховой выплаты. За повреждение транспортного средства потерпевший может получить компенсацию в размере до 400 тыс. руб., а при установленном нанесении вреда здоровью – до 500 тыс. руб. Сумма зависит от степени тяжести полученных увечий.

Где застраховать машину по ОСАГО? Смотрите в статье.

Решение спорных вопросов по «Европротоколу»

Если ДТП было оформлено без участия сотрудников полиции по так называемому «Европротоколу», то максимальная сумма страхового возмещения составит 50 тыс. руб. Сразу после оформления и компенсации причиненного вреда, все обязательства страховой компании и виновника ДТП перед потерпевшим прекращаются. Таким образом, на какие-либо дополнительные выплаты сверх установленной суммы потерпевший не имеет права.

Это правило не работает в случае, если:

  • оформленное соглашение было признано недействительным в суде;
  • после оформления соглашения у потерпевшего возник вред здоровью или жизни, который повлекла за собой авария, но об этом на момент соглашения пострадавший в ДТП не знал;
  • оформление соглашения было произведено до осмотра поврежденного транспортного средства представителем страховщика. В таком случае страховая компания имеет право отказаться от выплаты компенсации.

Новый полис

На вопрос, является ли полис ОСАГО официальным документом, есть четко сформулированный ответ. По закону полис ОСАГО является публичным документом строгой отчетности. Следовательно, за подделку подобных документов предусмотрена уголовная ответственность (ст.327 УК РФ). При этом на рынке страховых услуг наблюдается увеличение случаев подделки договоров ОСАГО. Поэтому необходимо быть бдительным в этом вопросе.

Желательно приобретать страховку у известных страховщиков. Так как поддельный полис не наделяет его владельца никакими правами в отношении страховщика и не освобождает от обязанности компенсировать нанесенный ущерб при ДТП. Не так давно Союз автостраховщиков России заявил, что с 1 июля 2020 года все бланки полисов ОСАГО будут подвергнуты обязательной замене в связи с участившимися случаями их подделки.

Однако на сегодняшний день официальной информации о решении данного вопроса не поступало. Следовательно, торопиться с заменой страхового полиса пока не стоит.

Известно лишь, что новые бланки будут отличаться повышенной степенью защиты, а издержки по их замене полностью лягут на плечи страховых компаний.

Читайте также:  Один из лучших адаптированных кроссоверов — hyundai tucson ⅰ

Чем грозит использование поддельной страховки

В случае если водитель осознанно или не по своей вине приобрел поддельный полис ОСАГО, последует ряд наказаний:

  • потеря накопленной скидки за безаварийную езду;
  • штраф за управление транспортным средством без оформленного полиса ОСАГО в размере 800 руб.;
  • виновнику аварии придется самостоятельно возмещать ущерб потерпевшей стороне. Следовательно, потерпевшему при отсутствии полиса выплата по ОСАГО не будет произведена;
  • за попытку получения страховой выплаты по поддельному документу предусмотрено возбуждение уголовного дела по факту мошенничества в сфере страхования.

Как получить компенсацию за путевку в санаторий? Смотрите здесь.

Юридический адрес для регистрации ООО — особая проблема. Читайте, как её решают сейчас.

Пленум Верховного суда вынес вердикт и внес поправки по большинству спорных вопросов, возникших с момента введения в судебную практику закона об ОСАГО. Утвержден новый максимальный уровень страховой выплаты за причинение вреда здоровью и имуществу, а также конкретизированы сроки, в течение которых страховая компания обязана возместить потерпевшему ущерб. Принятые в 2020 году решения не утратили свою актуальность.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Страховой полис «ОСАГО» как предмет преступления, предусмотренного ч.1 ст.327 УК РФ

Источник
Денис Куляпин,
помощник судьи Набережночелнинского
городского суда РТ

Преступления, предусмотренные ч.1 ст.327 УК РФ, входят в разряд преступлений, направленных против порядка управления. Хотя санкция названной статьи предусматривает наказание до 2 лет лишения свободы, а также сама норма, на первый взгляд, не представляет особой сложности в правоприменении, считаю, что до настоящего времени существует ряд вопросов, которые требуют разъяснений.

Тема для данной статьи выбрана мною, дабы попытаться раскрыть предмет данного преступления, а если еще точнее, то разобраться в том, относится ли к официальным документам страховой полис «ОСАГО».

Статья 327 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков, а также за использование заведомо подложного документа.

Согласно данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, размещенным на официальном сайте Министерства, за 6 месяцев 2009 года возбуждено 4533 уголовных дела по ст.327 УК РФ[1].

Как указано выше, предметом данного преступления являются: удостоверение или иной официальный документ, предоставляющий права или освобождающий от обязанностей, государственные награды, штампы, печати, бланки.

Рассматривая такие предметы преступления, как удостоверение, государственные награды, штампы, печати, бланки, то трудностей в их правоприменении не возникает, поскольку данные термины не обладают признаками, позволяющими толковать их по-разному.

К сожалению подобных однозначных выводов нельзя сделать при отнесении иных документов к категории официальных.

Статус самих документов не всегда определяется точно, что приводит к возникновению различного рода правовых проблем. В частности, на практике возникла острая необходимость разграничения документов, относящихся к категории официальных и таковыми не являющихся. Оно необходимо не только для установления порядка в возросшем документообороте, но и, например, для решения вопросов уголовной ответственности, поскольку рост числа видов документов в определенной мере связан и с увеличением доли преступлений, где документы являются их предметом. В свою очередь, проблемы уголовной ответственности зачастую не могут быть правильно разрешены без установления статуса документа, поскольку в ряде случаев закон связывает вопросы ответственности именно с этим обстоятельством [2].

Согласно Федеральному Закону от 29.12.1994 года № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» под официальными документами понимаются «документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер»[3]

Нередко имеют место случаи направления в суд уголовных дел, где лицо обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.327 УК РФ, предметом которого является страховой полис ОСАГО.

По отдельным видам страхования действуют типовые формы полисов. Форма полиса по обязательному договору страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждена Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 263. Страховой полис обязательного страхования — документ установленного образца, удостоверяющий осуществление обязательного страхования.[4]

По мнению представителей органов предварительного следствия, дознания, прокуратуры страховой полис ОСАГО является предметом преступления, предусмотренного ч.1 ст.327 УК РФ, поскольку подпадает под понятие официального документа, так как отвечает всем признакам такового.

Нередко к такому же мнению приходят и судьи, вынося по подобным уголовным дела обвинительные приговоры. К качестве примера можно привести следующую фабулу обвинения: гр.Н. путем обводки и дописки собственноручно вписал в бланк страхового полиса выданного на его же имя, в графе «период использования транспортного средства в течении срока действия договора» цифры, «с 10.11.2008 года по 09.02.2009 года» изменил на «с 10.11.2008 года по 09.08.2009 года» с целью дальнейшего использования его в качестве документа, представляющего право на управление транспортным средством. После этого, предъявил инспектору ДПС ГИБДД вышеуказанный поддельный страховой полис.

Следует отметить, что рассмотрение данной категории уголовных дел, как правило, по ходатайству самих подсудимых проходит в особом порядке, то есть без проведения судебного разбирательства. В связи с этим, ни прокурор, ни защитник, ни сам подсудимый не пытаются разобраться с вопросом о том, является ли совершенное деяние преступлением, предусмотренным ч.1 ст.327 УК РФ. В ходе судебного заседание исследуется лишь личность подсудимого, стороны выступают в судебных прениях, после чего, выносится обвинительный приговор.

Вместе с тем страховой полис ОСАГО свойствами официального документа не обладает, поскольку не исходит от исполнительных, представительных, судебных органов и должностных лиц и в нем нет сведений, подтверждающих предоставление лицу каких-либо прав или освобождение от обязанностей.

Внесение изменений в дату окончания действия страхового полиса не влечет возмещение материального ущерба при наступлении страхового случая при управлении автомобилем после фактического окончания действия полиса ОСАГО, поскольку данные изменения были внесены с нарушением установленного порядка, то есть при отсутствии вновь заключенного со страховой организацией договора. При этом данный документ от этого не перестает быть подлинным.

Представляется, что действия указанных выше осужденных образуют состав преступления, предусмотренного ч.3 ст.327 УК РФ – использование заведомо подложного документа.

Вышеизложенная позиция соответствует судебной практике судов Российской Федерации, опубликованной, в частности, в обзоре судебной практики Верховного суда Республики Татарстан по уголовным делам за IV квартал 2008 года, в котором указывается, что самовольное внесение записей в полис ОСАГО не образует состав преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ. В обоснование данного вывода приводится пример, когда Постановлением Президиума Верховного суда РТ от 29 октября 2008 года приговор Азнакаевского городского суда РТ от 07.12.2005 года отменен, уголовное дело прекращено по следующим основаниям.

С. признан виновным в том, что, являясь владельцем автомашины марки «ВАЗ-21093», в январе 2005 года для того, чтобы другое лицо могло беспрепятственно управлять этой автомашиной и избежать административной ответственности за несоблюдение требований ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», умышленно внес в строку 2 графы 3 «Лица, допущенные к управлению транспортным средством» страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств соответствующую запись. Согласно ст. 16 Федерального закона N 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» граждане вправе заключать договоры обязательного страхования с учетом ограниченного использования принадлежащих им транспортных средств. Ограниченным использованием транспортного средства признается управление им только указанными страхователем водителями. В таком случае в страховом полисе указываются водители, допущенные к управлению транспортным средством. Кроме того, данная статья Закона говорит о том, что в период действия договора обязательного страхования, учитывающего ограниченное использование транспорта, страхователь обязан незамедлительно в письменной форме сообщить страховщику о передаче управления транспортным средством водителям, не указанным в страховом полисе в качестве допущенных к управлению транспортным средством. При получении такого сообщения страховщик вносит соответствующие изменения в страховой полис.

Следовательно, закон предусматривает возможность допуска к управлению автотранспортным средством владельца автомашины также и водителей, не заявленных в страховом полисе, и регулирует, как в таком случае должен поступить страхователь.

Из материалов уголовного дела следует, что С., имея право управления автомобилем «ВАЗ-21093», при передаче управления этим автомобилем другому лицу вписал в договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств его фамилию. Последний 3 октября 2005 года был задержан при управлении автомобилем, предъявленный им полис изъят сотрудниками милиции.

Читайте также:  Тюнинг выхлопной системы на Лада Веста

Таким образом, С. нарушил лишь предусмотренный указанным Законом порядок ограниченного использования автотранспортного средства. Отметка в страховом полисе о разрешении управлять этим транспортным средством другому лицу без уведомления об этом страховой компании не предоставляет ему каких-либо прав и не освобождает его от обязанностей, и от этого страховой полис не перестает быть подлинным. Данное обстоятельство не влечет возмещение С. материального ущерба при наступлении страхового случая при управлении автомобилем другим лицом, поскольку последний вписан в страховой полис с нарушением установленного законом порядка.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что деяние С. не образует состава преступления, предусмотренного ст. 327 ч. 1 УК РФ. В связи с чем, Президиум приговор в отношении него отменил, а уголовное дело прекратил на основании ст. 24 ч. 1 п. 2 УПК РФ за отсутствием в деянии состава преступления[5].

Кроме того, в обзоре судебной практики Верховного суда РТ по уголовным делам за II квартал 2007 года также указывается, что самовольное внесение записи в полис ОСАГО не образует состав преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ. При этом, указывается, что приговором Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 25 мая 2006 года С. осужден по ст. ст. 327 ч. 1, 73 УК РФ к лишению свободы на 6 месяцев условно с испытательным сроком в 6 месяцев. Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Татарстан от 4 апреля 2007 года приговор отменен, уголовное дело производством прекращено за отсутствием в деянии состава преступления по следующим основаниям.

Из материалов усматривается, что С., имея право управления автомобилем ВАЗ 21213, при передаче управления этим автомобилем Ш. вписал в договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств его фамилию. 10 апреля 2006 года Ш. был задержан при управлении автомобилем, предъявленный им полис был изъят сотрудниками милиции.

Данные действия С. судом были квалифицированы как подделка официального документа в целях его использования.

Вместе с тем страховой полис ОСАГО свойствами официального документа не обладает, поскольку не исходит от исполнительных, представительных, судебных органов и должностных лиц и в нем нет сведений, подтверждающих предоставление лицу каких-либо прав или освобождение от обязанностей.

Внесение С. фамилии Ш. в полис не влечет возмещения материального ущерба при наступлении страхового случая при управлении автомобилем Ш., поскольку тот вписан в страховой полис с нарушением установленного порядка, т.е. без уведомления страховой компании страховщиком.

При таких обстоятельствах в деянии С. не содержится состав преступления, предусмотренного ч.1 ст. 327 УК РФ[6].

Учитывая изложенное, представляется, что страховой полис «ОСАГО» не может быть предметом преступления, предусмотренного ч.1 ст.327 УК РФ и уголовное преследование по уголовным делам, где указанный документ является предметом преступления, должно прекращаться.

Также следует отметить, что ответственность за управление транспортным средством водителем с использованием страхового полиса «ОСАГО», в который внесены какие-либо исправления, либо управление транспортным средством вообще в отсутствие страхового полиса «ОСАГО» предусмотрена и Кодексом Российской Федерации об административным правонарушениях. Так в силу ст.12.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения[7]. Согласно п.2.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением СМ РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, водитель транспортного средства должен иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом[8].

Если рассматривать страховой полис с истекшим сроком действия либо страховой полис, в который вписано лицо, допускаемое к управлению транспортным средством, в нарушение установленных правил, то, по моему мнению, данные факты также можно расценивать как управление транспортным средством, водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения. Соответственно сотрудники правоохранительных органов при выявлении подобных фактов должны составлять протоколы об административном правонарушении и квалифицировать действия виновных по ст.12.3 КоАП РФ, но никак не по ч.1 ст.327 УК РФ.

Вышеприведенные обстоятельства явно и объективно свидетельствуют о том, что при правоприменении нормы статьи 327 УК РФ возникают сложности, поскольку отсутствует единое понятие «официальный документ», что создает трудности в судебной практике.

Решению практических проблем правоприменения способствовали бы разъяснения Пленумом ВС РФ о содержании понятий документа и официального документа, а также рекомендации по разрешению коллизии соответствующих статей УК РФ и КоАП РФ.

[1]Статистические данные МВД РФ. / http://www.mvd.ru/stats/10000231/

[2] См.: Бриллиантов А.В. О содержании понятия «официальный документ // Журнал российского права. – 2003. — № 2.

[3] Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об обязательном экземпляре документов» // Собрание законодательства РФ. – 1995. — № 1. – ст.1.

[4]Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 (ред. от 08.08.2009) «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» / Российская газета. – 2003. — № 87.

[5] Обзор судебной практики Верховного суда РТ по уголовным делам за IV квартал 2008 года/ СПС Консультант плюс.

[6]Обзор судебной практики Верховного суда РТ по уголовным делам за II квартал 2007 года/ СПС Консультант плюс // Правосудие в Татарстане. – 2007. — № 3.

[7] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.07.2009, с изм. от 24.07.2009) // Российская газета. – 2001. — № 256.

[8] Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 27.01.2009) «О Правилах дорожного движения» / Российские вести. – 1993. — № 227.

Задайте свой вопрос адвокату

Здравствуйте! Меня зовут Анатолий Антонов, я являюсь адвокатом и руководителем «Юридического центра адвоката Анатолия Антонова».

Если у Вас возникла необходимость в получении консультации автоюриста, внимательно изучите информацию на моем сайте, или задайте свой вопрос по форме, размещенной на сайте.

Если у Вас срочный вопрос, Вам срочно требуется автоадвокат в Самаре или в Самарской области — наберите номер телефона в Самаре +7 (846) 212-99-71 и получите ответ на свой вопрос по автоправу прямо сейчас!

Преимущества работы с нами:

Правовая защита и поддержка 24 часа в сутки
Гарантия ответственной работы
Гарантия профессиональной работы
Полная конфиденциальность
Гибкая ценовая политика
Возмещение Ваших издержек

Наша главная цель — помощь клиентам в решении существующих проблем и их профилактика в будущем.

90% клиентов возвращаются к нам снова при возникновении правовых вопросов.

Последовательность Ваших действий:

1 шаг. Набрать номер телефона в Самаре +7 (846) 212-99-71 и получить предварительную бесплатную консультацию по Вашему вопросу. Если устной консультации недостаточно — записаться на консультацию в офис.

2 шаг. Посетить наш офис со всеми документами по рассматриваемому делу и получить консультацию в офисе.

3 шаг. Заключить соглашение на оказание юридической защиты, выдать доверенность и ожидать результата по делу.

Полезные статьи:

Нашу практику по автоделам Вы можете посмотреть здесь

Расценки на услуги адвоката по автоделам смотрите здесь

Тонкости и нюансы оформления полиса ОСАГО

Полис ОСАГО должен быть у каждого автовладельца – это прописано в законодательстве РФ. Оформляют его на любое транспортное средство, которое передвигается по дорогам общего пользования (за исключением некоторых «льготных» категорий).

В Российской Федерации существует множество компаний, занимающихся выдачей подобного рода документов. Но, если опытные водители знают весь процесс оформления ОСАГО, а также различные нюансы, то новички, недавно ставшие (или готовящиеся стать) полноправными участниками дорожного движения, зачастую не знают, как оформить полис, где его оформить, что для этого необходимо, на какой срок его выдают и сколько он стоит и является ли страховой полис официальным документом. Обо всем этом более подробно в материале данной статьи.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-34-39 . Это быстро и бесплатно!

Что это такое?

Полис страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) – это обязательный документ, который должен иметь каждый владелец автомобиля, передвигающийся по дорогам общего пользования (пункт 2.1.1 Правил дорожного движения РФ). Такой документ обязан иметь каждый водитель транспортного средства, передвигающегося по дорогам общего пользования (на основании Федерального закона № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года, с изменениями и дополнениями от 25 сентября 2017 года).

Читайте также:  Импульсное Зарядное устройство своими руками; Поделки для авто

Такой документ страхует ответственность водителя перед третьими лицами при возникновении дорожно-транспортного происшествия. Именно от его наличия/отсутствия у виновника аварии зависит, получит или нет компенсацию от страховой компании потерпевшая сторона. Иными словами, виновнику ДТП не придется возмещать ущерб потерпевшей стороне, если у него имеется страховка. Это сделает его страховая компания, сэкономив водителю его собственные денежные средства.

За отсутствие данного документа у автолюбителя предполагается наложение административной ответственности в соответствии со статьей № 12.37 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Данный Закон налагает следующие штрафы:

  • по части 1 – 500 рублей (за управление транспортным средством водителем, не внесенным в страховой полис как лицо, допущенное к управлению данным ТС);
  • по части 2 – 800 рублей (за фактическое отсутствие полиса ОСАГО у водителя (не успел продлить, не захотел приобретать, забыл оформить));
  • по части 2 – предупреждение или штраф 500 рублей (при отсутствии страховки в момент проверки инспектором (забыл дома, потерял и т.д.), но она оформлена и действует).

Как выглядит?

Данный документ выпускается «Гознаком», и имеет довольно простой, скомпонованный внешний вид, но имеет довольно серьезную защиту от подделок:

  1. Всю площадь документа покрывает сетчатый орнамент красно-фиолетового цвета. Так называемая «сетка», опутывает всю площадь документа, плавно переходя из одного в другой цвет. Такой узор используется на денежных купюрах и его невозможно подделать без специального оборудования.
  2. Водяные знаки – еще одна из степеней защиты. Через просвет полиса можно рассмотреть силуэты автомобилей и логотип Российского союза автостраховщиков).
  3. Серия и номер полиса расположены в правом верхнем углу. Цифры напечатаны с рельефным тиснением, которое ощущается наощупь.
  4. Металлизированная нить, также заимствована от денежных знаков. Она представляет собой металлизированную полоску, расположенную по левой кромке документа и вшитую в его структуру. На нити отображено слово «Полис», переливающееся под различными углами.
  5. QR-код. Представляет собой специальный код, который можно отсканировать при помощи приложения на смартфон. По результатам сканирования, программа выдает подробную информацию о страховой компании, автомобиле, а также владельце.

Структура полиса выглядит следующим образом.

Верхняя часть (шапка)

В правой части шапки располагается номер и серия документа. Серия состоит из трех букв «MMM» или «KKK», номер – из 10 цифр. Также здесь имеется поле, в котором указывается срок действия страховки (дата действия договора со страховщиком).

В левой части шапки находится место, в котором проставляется штамп страховой компании (адрес организации, контактные данные, логотип и официальное название фирмы). В штамп входит штрих-код, который отображает подробную информацию о страховщике (считывается специальным приложением на смартфон или планшет).

Чуть ниже располагается поле «Страховой период». В нем указывается время эксплуатации транспортного средства (время, когда действуют страховые гарантии ОСАГО). Поле разделено на три подпункта – 3 периода эксплуатации ТС, которые заполняются если автомобиль эксплуатируется сезонно.

Основная часть

Данный блок пронумерован, и состоит из нескольких полей, а именно:

  • Поле № 1. Данные страхователя (Ф.И.О. человека, оформляющего страховку или наименование компании, если ОСАГО оформляется юрлицом). Ниже прописывается Ф.И.О. собственника автомобиля: страхователь и владелец могут быть разными людьми (о том, как оформить ОСАГО не на владельца, читайте здесь).
  • Поле № 2. Данные транспортного средства (модель, марка, VIN кузова, номерной знак, отсутствие/наличие прицепа, а также номер документа собственности (ПТС или СТС)).
  • Поле № 3. Лица, допущенные к управлению транспортным средством. В этом блоке отмечается: может управлять автомобилем любой человек или только определенный круг лиц. В случае последнего, прописываются данные каждого водителя (Ф.И.О., данные водительских прав).
  • Поле № 4. Информационный блок «Страховая сумма». Оно не нуждается в заполнении, представлено для ознакомления (какие суммы компенсации положены при наступлении страхового случая).
  • Поле № 5. Информационный блок «Страховой случай». Также, не требует заполнения, информирует водителя об ответственности водителя при заключении данного договора страхования.
  • Поле № 6. Информационный блок «Зона действия», в которой указывается, что полис имеет юридическую силу только на территории РФ.
  • Поле № 7. Стоимость полиса. Здесь указывается конечная стоимость ОСАГО, которая была рассчитана для автолюбителя.
  • Поле № 8. Особые отметки. В данном блоке указываются дополнительные требования с обеих сторон. Если таковых не возникает, то оно оставляется незаполненным.

Нижний блок

Эта завершающая часть документа, где проставляется дата составления страхового полиса, подписи представителя страховщика и страхователя (обязательно с расшифровкой). В данной части проставляется печать компании-страховщика.

Далее на фото показан образец страхового полиса ОСАГО:

Можно ли оформить две страховки на один автомобиль?

Многие задаются таким вопросом, так как желают полностью обезопасить свою ответственность в случае возникновения ДТП, решив застраховать свой автомобиль в двух и более компаниях.

На самом деле это невозможно. В данный момент (по состоянию на 2018 год), все страховые полиса внесены в единую базу данных РСА, поэтому при попытке оформить еще одну страховку на уже застрахованный в другой компании автомобиль, электронная система, через которую и происходит оформление, попросту выдаст сбой.

Реально ли сделать страховку без прав?

Как оформить, если нет прав? Водительское удостоверение, не является обязательным документом при оформлении страховки (какие документы необходимы для полиса ОСАГО?) Застраховать автомобиль может любое лицо, даже если оно не допущено к управлению транспортным средством. А вот управлять таким ТС, имеют право только лица, которые внесены в полис, и имеющие водительское удостоверение.

Возможные проблемы

При оформлении полиса обязательного страхования автогражданской ответственности, может возникнуть ряд проблем, к которым относится:

Поддельный документ

Современный интернет изобилует объемом предложений по продаже электронных версий страховых полисов (e-ОСАГО). Такой документ ничем не отличается от обычной страховки, оформленной в офисе страховщика (в плане юридической силы). Но, существует опасность получить подделку, вместо оригинального документа.

Чтобы избежать мошеннических действий, эксперты рекомендую приобретать электронные версии полисов только на официальных сайтах компаний-страховщиков. Их полный список можно найти на сайте Российского союза автостраховщиков (www.autoins.ru).

Навязанные дополнительные услуги

Для увеличения прибыли, страховщики часто прибегают к навязыванию дополнительных услуг, причем некоторые убедительно рекомендую включить в полис такие пункты, как: страхование жизни, услуги эвакуатора при ДТП, автоюриста и т.д. Страхователь имеет полное право отказаться от них, а если сотрудники фирмы отказываются оформлять полис без этих услуг, тогда нужно жаловаться в вышестоящие инстанции (Центральный банк РФ (www.cbr.ru)), так как страховщик нарушает закон.

О том, какими бывают допуслуги и как оформить страховку без них, читайте тут.

Увеличенная стоимость

Нередко возникают случаи, когда стоимость приобретаемого полиса увеличивается в разы (например, в 2017 году страховка стоила 3 500 рублей, а при оформлении в 2018 году ее цена составила 7 500 рублей). В данном случае проблема кроется в коэффициенте бонус-малус (КБМ), который рассчитывается для каждого владельца индивидуально. По КБМ автолюбителю предоставляется скидка на покупку ОСАГО, и она возрастает ежегодно, если страхователь не попадает в ДТП.

Иногда КБМ обнуляется (при смене ВУ или из-за системной ошибки в РСА). В случае возникновения такой ситуации, следует подавать жалобу в Центробанк, с просьбой о восстановлении КБМ.

О том, как рассчитать стоимость ОСАГО и каким образом лучше ее проверить, вы узнаете из отдельной статьи.

Разрешено ли оформить документ заранее?

Нередко встречаются ситуации, когда срок действия полиса страхования подходит к концу, и именно в последние дни, когда необходимо продлевать страховку, человек будет отсутствовать (в командировке, в больнице и т.д.). В таком случае необходимо заранее оформить новый полис ОСАГО, так как такая процедура разрешена по закону (в соответствии с частью 1 статьи № 445 Гражданского кодекса РФ).

Оформление полиса ОСАГО – это обязательная процедура для каждого водителя, так как такой документ должен быть оформлен постоянно (при окончании действия одного полиса, необходимо оформлять новый). По закону, приобретать полис ОСАГО может не только владелец транспортного средства (например, один из тех, кто допущен к управлению данным автомобилем (Внесен в страховку)).

Приобрести несколько полисов в различных компаниях для одного транспортного средства не получится, так как ТС должно быть застраховано только в одной страховой компании. Если у собственника (иного лица) не получается продлить полис в положенный срок (когда заканчивается старая страховка), он может приобрести новый ОСАГО заранее, но не более чем за 30 дней до окончания старого.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Ссылка на основную публикацию
Эрик Давидович Китуашвили �� жена Давидыча фото, последние новости 2018
Эрик Давидович (ютуб блогер) – биография создателя Смотра ру, суд и фото из инстаграма, личная жизнь Имя участника: Эрик Давидович...
Электроснегоход Автономный электротранспорт
Nikola представила сверхмощный электровездеход Компания Nikola Powersports представила технические характеристики нового электрического мотовездехода Nikola Zero, пишет CleanTechnica. Электромобиль, предназначенный для...
Электростеклоподъемники автомобиля описание и принцип работы
Электростеклоподъемники автомобиля описание и принцип работы Электростеклоподъемники стали стандартной опцией практически во всех современных автомобилях благодаря их удобству и надежной...
Этапы замены радиатора печки ВАЗ-2115 без снятия панели
Замена радиатора печки ваз 2114 (2115) пошаговая инструкция Неисправность отопительной системы салона влечёт для водителя негативные последствия. Выход из строя...

Является ли поддельный страховой полис — доказательством заключения договора ОСАГО Бесплатная консул

Пленум по ОСАГО Верховного Суда (ВС) — 29 января 2020, 2020, новый

С момента внедрения системы обязательного автострахования в России прошло много лет. Однако некоторые спорные вопросы до сих пор не имеют однозначного разрешения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Пленум по ОСАГО был проведен для достижения единства в решении конфликтов. Так как далеко не все судебные решения по ОСАГО были одинаковыми в однотипных ситуациях. Это указывало на несовершенство российского законодательства. Для достижения единства применения нормативной базы в области страхования ответственности водителей, Верховный суд России провел пленум по ОСАГО.

Поднятые вопросы

Проведенный 29 января 2020 года пленум ВС разъяснил ряд спорных вопросов, а именно:

  1. Правовое регулирование связей по ОСАГО. В ходе обсуждения было принято важное решение. Если страхование осуществляется для личных целей, т. е. не для осуществления предпринимательской деятельности, то на договорные отношения распространяется Закон «О защите прав потребителей». Нормативный акт действует наравне с главой 48 ГК РФ «Страхование», ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности…» и Законом «Об организации страхового дела…». На отношения, где одной из сторон является профессиональное объединение, закон о защите прав потребителей не распространяется.
  2. Исковая давность. Продолжительность исковой давности по делам о страховании автогражданской ответственности составляет 3 года. Причем исчисление срока начинается с того момента, когда потерпевший узнает об отказе страховой компании в выплате положенной компенсации или возмещении данной суммы не в полном объеме. Примечательно, что при суброгации не следует изменение срока давности и порядка его исчисления. Напротив, даже частичная компенсация страхового возмещения или признание страховщиком претензии со стороны потерпевшего служит основанием для перерыва в сроке исковой давности.
  3. Особенности рассмотрения дел по ОСАГО. По этому вопросу можно выделить несколько основных аспектов:
    • дела по спорам, возникшим при невыполнении страховщиком договора ОСАГО, рассматриваются судами общей юрисдикции. Единственное условие – страховой случай с участием владельца автотранспортного средства не должен быть связан с предпринимательской деятельностью. Мировому судье подсудны дела при стоимости иска не выше 50 тыс. руб. (ст.23 ГПК РФ), свыше – районному суду (ст.24 ГПК РФ);
    • при спорах с владельцами транспорта, которые связаны с предпринимательской деятельностью, дела должны рассматриваться арбитражным судом;
    • если потерпевший предъявляет иск непосредственно виновнику аварии, то в качестве ответчика в деле должна быть привлечена страховая компания;
    • судья вправе возвратить исковое заявление, если не был соблюден досудебный порядок урегулирования конфликта.
  4. Страховые выплаты. Под этим термином понимается сумма, обязательная к выплате страховщиком пострадавшему лицу в качестве возмещения причиненного ущерба имуществу, жизни или здоровью. Кроме этого, возмещению подлежат восстановительные расходы, которые понес пострадавший в результате транспортного происшествия. К таким расходам относятся издержки на эвакуацию автомобиля с места аварии, хранение поврежденной машины, а также доставку пострадавшего в медицинское учреждение (в случае необходимости). Кроме этого, страховой выплате подлежит и компенсация за восстановление дорожного ограждения или знака, поврежденного при ДТП. Утраченная товарная стоимость транспортного средства, вызванная потерей презентабельного внешнего вида, также может быть заявлена потерпевшим к возмещению.
  5. Ответственность за нарушение сроков оплаты страхового возмещения. За несоблюдение установленного срока или направления пострадавшему отказа в денежной компенсации взимается штрафная санкция в размере 0,05% за день просрочки. Процент берется от граничной страховой суммы. Если страховая выплата должна осуществляться в натуральной форме, то финансовая санкция устанавливается в размере 1% за каждый день просрочки.

Постановление Пленума по ОСАГО

Учитывая рекомендации, изложенные в постановлении Пленума ВС, можно сделать несколько основных выводов:

  • Право на страховую выплату имеет собственник имущества или лицо, владеющее транспортным средством, которому был нанесен урон в результате аварии. Лица, упомянутые в доверенности на такое имущество или имеющие на него договор аренды, не имеют права на компенсацию.
  • Страховая компания обязана возмещать утрату товарной стоимости технического устройства – внешний вид автомобиля теперь является материальным ущербом. Страховая компания вправе выбрать способ компенсации: путем перечисления денежных средств на счет потерпевшего или путем отправления пострадавшего автомобиля в сервисный центр на ремонт.
  • Произошло некоторое упрощение порядка компенсации ущерба при обоюдной вине участников дорожно-транспортного происшествия. Пленум по ОСАГО постановил в таком случае устанавливать степень виновности для каждого из водителей, в зависимости от которой производится страховая выплата. В случае не установленной степени виновности, возмещение ущерба не будет превышать 50% затраченных на ремонт средств.
  • К страховому случаю отныне причисляются аварии, произошедшие вне проезжей части дороги. ДТП, случившиеся на автостоянке или во дворе, также подлежат компенсации.
  • Страховая компания ответственна за произведенный ремонт транспортного средства пострадавшего в выбранном страховщиком автосервисе. Здесь стоит разъяснить, что за качество ремонта полностью ответственен автосервис, однако если потерпевший после произведенного ремонта обнаружит какие-либо послеремонтные проблемы, то он вправе обратиться в страховую компанию для их устранения.
  • Постановление затронуло и нанесение в результате аварии ущерба недвижимому имуществу. В таком случае возмещение ущерба производится исходя из смет и заключения оценщика. Также в основе требования о компенсации могут быть иные расчетные документы.
  • Если участникам ДТП (не более чем два участника) не было причинено вреда здоровью, то Верховный Суд допускает прямое досудебное урегулирование. Участникам происшествия дается возможность договориться и не доводить решение своего спора до суда. Первым шагом должно стать обращение потерпевшего в страховую компанию.
  • Страховой случай признается и в ситуации, когда вред имуществу был причинен при стоянке, остановке, или буксировке автомобиля. Компания-страховщик обязана покрыть все расходы на восстановление транспортного средства в такой ситуации.
  • Потерпевший имеет право выбора, в каком виде принять компенсацию от страховой компании. Это может быть денежная выплата или направление на ремонт в автосервисе. Следует понимать, что износ автодеталей и узлов, возникший не в результате ДТП, полностью оплачивает пострадавший. При этом Верховный суд предупреждает, что в 2020 выплаты по ОСАГО даже при выборе потерпевшим ремонта автомобиля, производятся с учетом естественного износа деталей автомобиля;
  • Пленум ВС утвердил новый размер страховой выплаты. За повреждение транспортного средства потерпевший может получить компенсацию в размере до 400 тыс. руб., а при установленном нанесении вреда здоровью – до 500 тыс. руб. Сумма зависит от степени тяжести полученных увечий.

Где застраховать машину по ОСАГО? Смотрите в статье.

Решение спорных вопросов по «Европротоколу»

Если ДТП было оформлено без участия сотрудников полиции по так называемому «Европротоколу», то максимальная сумма страхового возмещения составит 50 тыс. руб. Сразу после оформления и компенсации причиненного вреда, все обязательства страховой компании и виновника ДТП перед потерпевшим прекращаются. Таким образом, на какие-либо дополнительные выплаты сверх установленной суммы потерпевший не имеет права.

Это правило не работает в случае, если:

  • оформленное соглашение было признано недействительным в суде;
  • после оформления соглашения у потерпевшего возник вред здоровью или жизни, который повлекла за собой авария, но об этом на момент соглашения пострадавший в ДТП не знал;
  • оформление соглашения было произведено до осмотра поврежденного транспортного средства представителем страховщика. В таком случае страховая компания имеет право отказаться от выплаты компенсации.

Новый полис

На вопрос, является ли полис ОСАГО официальным документом, есть четко сформулированный ответ. По закону полис ОСАГО является публичным документом строгой отчетности. Следовательно, за подделку подобных документов предусмотрена уголовная ответственность (ст.327 УК РФ). При этом на рынке страховых услуг наблюдается увеличение случаев подделки договоров ОСАГО. Поэтому необходимо быть бдительным в этом вопросе.

Желательно приобретать страховку у известных страховщиков. Так как поддельный полис не наделяет его владельца никакими правами в отношении страховщика и не освобождает от обязанности компенсировать нанесенный ущерб при ДТП. Не так давно Союз автостраховщиков России заявил, что с 1 июля 2020 года все бланки полисов ОСАГО будут подвергнуты обязательной замене в связи с участившимися случаями их подделки.

Однако на сегодняшний день официальной информации о решении данного вопроса не поступало. Следовательно, торопиться с заменой страхового полиса пока не стоит.

Известно лишь, что новые бланки будут отличаться повышенной степенью защиты, а издержки по их замене полностью лягут на плечи страховых компаний.

Читайте также:  Один из лучших адаптированных кроссоверов — hyundai tucson ⅰ

Чем грозит использование поддельной страховки

В случае если водитель осознанно или не по своей вине приобрел поддельный полис ОСАГО, последует ряд наказаний:

  • потеря накопленной скидки за безаварийную езду;
  • штраф за управление транспортным средством без оформленного полиса ОСАГО в размере 800 руб.;
  • виновнику аварии придется самостоятельно возмещать ущерб потерпевшей стороне. Следовательно, потерпевшему при отсутствии полиса выплата по ОСАГО не будет произведена;
  • за попытку получения страховой выплаты по поддельному документу предусмотрено возбуждение уголовного дела по факту мошенничества в сфере страхования.

Как получить компенсацию за путевку в санаторий? Смотрите здесь.

Юридический адрес для регистрации ООО — особая проблема. Читайте, как её решают сейчас.

Пленум Верховного суда вынес вердикт и внес поправки по большинству спорных вопросов, возникших с момента введения в судебную практику закона об ОСАГО. Утвержден новый максимальный уровень страховой выплаты за причинение вреда здоровью и имуществу, а также конкретизированы сроки, в течение которых страховая компания обязана возместить потерпевшему ущерб. Принятые в 2020 году решения не утратили свою актуальность.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Страховой полис «ОСАГО» как предмет преступления, предусмотренного ч.1 ст.327 УК РФ

Источник
Денис Куляпин,
помощник судьи Набережночелнинского
городского суда РТ

Преступления, предусмотренные ч.1 ст.327 УК РФ, входят в разряд преступлений, направленных против порядка управления. Хотя санкция названной статьи предусматривает наказание до 2 лет лишения свободы, а также сама норма, на первый взгляд, не представляет особой сложности в правоприменении, считаю, что до настоящего времени существует ряд вопросов, которые требуют разъяснений.

Тема для данной статьи выбрана мною, дабы попытаться раскрыть предмет данного преступления, а если еще точнее, то разобраться в том, относится ли к официальным документам страховой полис «ОСАГО».

Статья 327 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков, а также за использование заведомо подложного документа.

Согласно данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, размещенным на официальном сайте Министерства, за 6 месяцев 2009 года возбуждено 4533 уголовных дела по ст.327 УК РФ[1].

Как указано выше, предметом данного преступления являются: удостоверение или иной официальный документ, предоставляющий права или освобождающий от обязанностей, государственные награды, штампы, печати, бланки.

Рассматривая такие предметы преступления, как удостоверение, государственные награды, штампы, печати, бланки, то трудностей в их правоприменении не возникает, поскольку данные термины не обладают признаками, позволяющими толковать их по-разному.

К сожалению подобных однозначных выводов нельзя сделать при отнесении иных документов к категории официальных.

Статус самих документов не всегда определяется точно, что приводит к возникновению различного рода правовых проблем. В частности, на практике возникла острая необходимость разграничения документов, относящихся к категории официальных и таковыми не являющихся. Оно необходимо не только для установления порядка в возросшем документообороте, но и, например, для решения вопросов уголовной ответственности, поскольку рост числа видов документов в определенной мере связан и с увеличением доли преступлений, где документы являются их предметом. В свою очередь, проблемы уголовной ответственности зачастую не могут быть правильно разрешены без установления статуса документа, поскольку в ряде случаев закон связывает вопросы ответственности именно с этим обстоятельством [2].

Согласно Федеральному Закону от 29.12.1994 года № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» под официальными документами понимаются «документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер»[3]

Нередко имеют место случаи направления в суд уголовных дел, где лицо обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.327 УК РФ, предметом которого является страховой полис ОСАГО.

По отдельным видам страхования действуют типовые формы полисов. Форма полиса по обязательному договору страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждена Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 263. Страховой полис обязательного страхования — документ установленного образца, удостоверяющий осуществление обязательного страхования.[4]

По мнению представителей органов предварительного следствия, дознания, прокуратуры страховой полис ОСАГО является предметом преступления, предусмотренного ч.1 ст.327 УК РФ, поскольку подпадает под понятие официального документа, так как отвечает всем признакам такового.

Нередко к такому же мнению приходят и судьи, вынося по подобным уголовным дела обвинительные приговоры. К качестве примера можно привести следующую фабулу обвинения: гр.Н. путем обводки и дописки собственноручно вписал в бланк страхового полиса выданного на его же имя, в графе «период использования транспортного средства в течении срока действия договора» цифры, «с 10.11.2008 года по 09.02.2009 года» изменил на «с 10.11.2008 года по 09.08.2009 года» с целью дальнейшего использования его в качестве документа, представляющего право на управление транспортным средством. После этого, предъявил инспектору ДПС ГИБДД вышеуказанный поддельный страховой полис.

Следует отметить, что рассмотрение данной категории уголовных дел, как правило, по ходатайству самих подсудимых проходит в особом порядке, то есть без проведения судебного разбирательства. В связи с этим, ни прокурор, ни защитник, ни сам подсудимый не пытаются разобраться с вопросом о том, является ли совершенное деяние преступлением, предусмотренным ч.1 ст.327 УК РФ. В ходе судебного заседание исследуется лишь личность подсудимого, стороны выступают в судебных прениях, после чего, выносится обвинительный приговор.

Вместе с тем страховой полис ОСАГО свойствами официального документа не обладает, поскольку не исходит от исполнительных, представительных, судебных органов и должностных лиц и в нем нет сведений, подтверждающих предоставление лицу каких-либо прав или освобождение от обязанностей.

Внесение изменений в дату окончания действия страхового полиса не влечет возмещение материального ущерба при наступлении страхового случая при управлении автомобилем после фактического окончания действия полиса ОСАГО, поскольку данные изменения были внесены с нарушением установленного порядка, то есть при отсутствии вновь заключенного со страховой организацией договора. При этом данный документ от этого не перестает быть подлинным.

Представляется, что действия указанных выше осужденных образуют состав преступления, предусмотренного ч.3 ст.327 УК РФ – использование заведомо подложного документа.

Вышеизложенная позиция соответствует судебной практике судов Российской Федерации, опубликованной, в частности, в обзоре судебной практики Верховного суда Республики Татарстан по уголовным делам за IV квартал 2008 года, в котором указывается, что самовольное внесение записей в полис ОСАГО не образует состав преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ. В обоснование данного вывода приводится пример, когда Постановлением Президиума Верховного суда РТ от 29 октября 2008 года приговор Азнакаевского городского суда РТ от 07.12.2005 года отменен, уголовное дело прекращено по следующим основаниям.

С. признан виновным в том, что, являясь владельцем автомашины марки «ВАЗ-21093», в январе 2005 года для того, чтобы другое лицо могло беспрепятственно управлять этой автомашиной и избежать административной ответственности за несоблюдение требований ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», умышленно внес в строку 2 графы 3 «Лица, допущенные к управлению транспортным средством» страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств соответствующую запись. Согласно ст. 16 Федерального закона N 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» граждане вправе заключать договоры обязательного страхования с учетом ограниченного использования принадлежащих им транспортных средств. Ограниченным использованием транспортного средства признается управление им только указанными страхователем водителями. В таком случае в страховом полисе указываются водители, допущенные к управлению транспортным средством. Кроме того, данная статья Закона говорит о том, что в период действия договора обязательного страхования, учитывающего ограниченное использование транспорта, страхователь обязан незамедлительно в письменной форме сообщить страховщику о передаче управления транспортным средством водителям, не указанным в страховом полисе в качестве допущенных к управлению транспортным средством. При получении такого сообщения страховщик вносит соответствующие изменения в страховой полис.

Следовательно, закон предусматривает возможность допуска к управлению автотранспортным средством владельца автомашины также и водителей, не заявленных в страховом полисе, и регулирует, как в таком случае должен поступить страхователь.

Из материалов уголовного дела следует, что С., имея право управления автомобилем «ВАЗ-21093», при передаче управления этим автомобилем другому лицу вписал в договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств его фамилию. Последний 3 октября 2005 года был задержан при управлении автомобилем, предъявленный им полис изъят сотрудниками милиции.

Читайте также:  КамАЗ-6520 самосвал, технические характеристики, люкс, мамонт, объем кузова, расход топлива, грузопо

Таким образом, С. нарушил лишь предусмотренный указанным Законом порядок ограниченного использования автотранспортного средства. Отметка в страховом полисе о разрешении управлять этим транспортным средством другому лицу без уведомления об этом страховой компании не предоставляет ему каких-либо прав и не освобождает его от обязанностей, и от этого страховой полис не перестает быть подлинным. Данное обстоятельство не влечет возмещение С. материального ущерба при наступлении страхового случая при управлении автомобилем другим лицом, поскольку последний вписан в страховой полис с нарушением установленного законом порядка.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что деяние С. не образует состава преступления, предусмотренного ст. 327 ч. 1 УК РФ. В связи с чем, Президиум приговор в отношении него отменил, а уголовное дело прекратил на основании ст. 24 ч. 1 п. 2 УПК РФ за отсутствием в деянии состава преступления[5].

Кроме того, в обзоре судебной практики Верховного суда РТ по уголовным делам за II квартал 2007 года также указывается, что самовольное внесение записи в полис ОСАГО не образует состав преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ. При этом, указывается, что приговором Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 25 мая 2006 года С. осужден по ст. ст. 327 ч. 1, 73 УК РФ к лишению свободы на 6 месяцев условно с испытательным сроком в 6 месяцев. Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Татарстан от 4 апреля 2007 года приговор отменен, уголовное дело производством прекращено за отсутствием в деянии состава преступления по следующим основаниям.

Из материалов усматривается, что С., имея право управления автомобилем ВАЗ 21213, при передаче управления этим автомобилем Ш. вписал в договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств его фамилию. 10 апреля 2006 года Ш. был задержан при управлении автомобилем, предъявленный им полис был изъят сотрудниками милиции.

Данные действия С. судом были квалифицированы как подделка официального документа в целях его использования.

Вместе с тем страховой полис ОСАГО свойствами официального документа не обладает, поскольку не исходит от исполнительных, представительных, судебных органов и должностных лиц и в нем нет сведений, подтверждающих предоставление лицу каких-либо прав или освобождение от обязанностей.

Внесение С. фамилии Ш. в полис не влечет возмещения материального ущерба при наступлении страхового случая при управлении автомобилем Ш., поскольку тот вписан в страховой полис с нарушением установленного порядка, т.е. без уведомления страховой компании страховщиком.

При таких обстоятельствах в деянии С. не содержится состав преступления, предусмотренного ч.1 ст. 327 УК РФ[6].

Учитывая изложенное, представляется, что страховой полис «ОСАГО» не может быть предметом преступления, предусмотренного ч.1 ст.327 УК РФ и уголовное преследование по уголовным делам, где указанный документ является предметом преступления, должно прекращаться.

Также следует отметить, что ответственность за управление транспортным средством водителем с использованием страхового полиса «ОСАГО», в который внесены какие-либо исправления, либо управление транспортным средством вообще в отсутствие страхового полиса «ОСАГО» предусмотрена и Кодексом Российской Федерации об административным правонарушениях. Так в силу ст.12.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения[7]. Согласно п.2.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением СМ РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, водитель транспортного средства должен иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом[8].

Если рассматривать страховой полис с истекшим сроком действия либо страховой полис, в который вписано лицо, допускаемое к управлению транспортным средством, в нарушение установленных правил, то, по моему мнению, данные факты также можно расценивать как управление транспортным средством, водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения. Соответственно сотрудники правоохранительных органов при выявлении подобных фактов должны составлять протоколы об административном правонарушении и квалифицировать действия виновных по ст.12.3 КоАП РФ, но никак не по ч.1 ст.327 УК РФ.

Вышеприведенные обстоятельства явно и объективно свидетельствуют о том, что при правоприменении нормы статьи 327 УК РФ возникают сложности, поскольку отсутствует единое понятие «официальный документ», что создает трудности в судебной практике.

Решению практических проблем правоприменения способствовали бы разъяснения Пленумом ВС РФ о содержании понятий документа и официального документа, а также рекомендации по разрешению коллизии соответствующих статей УК РФ и КоАП РФ.

[1]Статистические данные МВД РФ. / http://www.mvd.ru/stats/10000231/

[2] См.: Бриллиантов А.В. О содержании понятия «официальный документ // Журнал российского права. – 2003. — № 2.

[3] Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об обязательном экземпляре документов» // Собрание законодательства РФ. – 1995. — № 1. – ст.1.

[4]Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 (ред. от 08.08.2009) «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» / Российская газета. – 2003. — № 87.

[5] Обзор судебной практики Верховного суда РТ по уголовным делам за IV квартал 2008 года/ СПС Консультант плюс.

[6]Обзор судебной практики Верховного суда РТ по уголовным делам за II квартал 2007 года/ СПС Консультант плюс // Правосудие в Татарстане. – 2007. — № 3.

[7] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.07.2009, с изм. от 24.07.2009) // Российская газета. – 2001. — № 256.

[8] Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 27.01.2009) «О Правилах дорожного движения» / Российские вести. – 1993. — № 227.

Задайте свой вопрос адвокату

Здравствуйте! Меня зовут Анатолий Антонов, я являюсь адвокатом и руководителем «Юридического центра адвоката Анатолия Антонова».

Если у Вас возникла необходимость в получении консультации автоюриста, внимательно изучите информацию на моем сайте, или задайте свой вопрос по форме, размещенной на сайте.

Если у Вас срочный вопрос, Вам срочно требуется автоадвокат в Самаре или в Самарской области — наберите номер телефона в Самаре +7 (846) 212-99-71 и получите ответ на свой вопрос по автоправу прямо сейчас!

Преимущества работы с нами:

Правовая защита и поддержка 24 часа в сутки
Гарантия ответственной работы
Гарантия профессиональной работы
Полная конфиденциальность
Гибкая ценовая политика
Возмещение Ваших издержек

Наша главная цель — помощь клиентам в решении существующих проблем и их профилактика в будущем.

90% клиентов возвращаются к нам снова при возникновении правовых вопросов.

Последовательность Ваших действий:

1 шаг. Набрать номер телефона в Самаре +7 (846) 212-99-71 и получить предварительную бесплатную консультацию по Вашему вопросу. Если устной консультации недостаточно — записаться на консультацию в офис.

2 шаг. Посетить наш офис со всеми документами по рассматриваемому делу и получить консультацию в офисе.

3 шаг. Заключить соглашение на оказание юридической защиты, выдать доверенность и ожидать результата по делу.

Полезные статьи:

Нашу практику по автоделам Вы можете посмотреть здесь

Расценки на услуги адвоката по автоделам смотрите здесь

Тонкости и нюансы оформления полиса ОСАГО

Полис ОСАГО должен быть у каждого автовладельца – это прописано в законодательстве РФ. Оформляют его на любое транспортное средство, которое передвигается по дорогам общего пользования (за исключением некоторых «льготных» категорий).

В Российской Федерации существует множество компаний, занимающихся выдачей подобного рода документов. Но, если опытные водители знают весь процесс оформления ОСАГО, а также различные нюансы, то новички, недавно ставшие (или готовящиеся стать) полноправными участниками дорожного движения, зачастую не знают, как оформить полис, где его оформить, что для этого необходимо, на какой срок его выдают и сколько он стоит и является ли страховой полис официальным документом. Обо всем этом более подробно в материале данной статьи.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-34-39 . Это быстро и бесплатно!

Что это такое?

Полис страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) – это обязательный документ, который должен иметь каждый владелец автомобиля, передвигающийся по дорогам общего пользования (пункт 2.1.1 Правил дорожного движения РФ). Такой документ обязан иметь каждый водитель транспортного средства, передвигающегося по дорогам общего пользования (на основании Федерального закона № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года, с изменениями и дополнениями от 25 сентября 2017 года).

Читайте также:  Машины для самоудовлетворения кустарного производства

Такой документ страхует ответственность водителя перед третьими лицами при возникновении дорожно-транспортного происшествия. Именно от его наличия/отсутствия у виновника аварии зависит, получит или нет компенсацию от страховой компании потерпевшая сторона. Иными словами, виновнику ДТП не придется возмещать ущерб потерпевшей стороне, если у него имеется страховка. Это сделает его страховая компания, сэкономив водителю его собственные денежные средства.

За отсутствие данного документа у автолюбителя предполагается наложение административной ответственности в соответствии со статьей № 12.37 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Данный Закон налагает следующие штрафы:

  • по части 1 – 500 рублей (за управление транспортным средством водителем, не внесенным в страховой полис как лицо, допущенное к управлению данным ТС);
  • по части 2 – 800 рублей (за фактическое отсутствие полиса ОСАГО у водителя (не успел продлить, не захотел приобретать, забыл оформить));
  • по части 2 – предупреждение или штраф 500 рублей (при отсутствии страховки в момент проверки инспектором (забыл дома, потерял и т.д.), но она оформлена и действует).

Как выглядит?

Данный документ выпускается «Гознаком», и имеет довольно простой, скомпонованный внешний вид, но имеет довольно серьезную защиту от подделок:

  1. Всю площадь документа покрывает сетчатый орнамент красно-фиолетового цвета. Так называемая «сетка», опутывает всю площадь документа, плавно переходя из одного в другой цвет. Такой узор используется на денежных купюрах и его невозможно подделать без специального оборудования.
  2. Водяные знаки – еще одна из степеней защиты. Через просвет полиса можно рассмотреть силуэты автомобилей и логотип Российского союза автостраховщиков).
  3. Серия и номер полиса расположены в правом верхнем углу. Цифры напечатаны с рельефным тиснением, которое ощущается наощупь.
  4. Металлизированная нить, также заимствована от денежных знаков. Она представляет собой металлизированную полоску, расположенную по левой кромке документа и вшитую в его структуру. На нити отображено слово «Полис», переливающееся под различными углами.
  5. QR-код. Представляет собой специальный код, который можно отсканировать при помощи приложения на смартфон. По результатам сканирования, программа выдает подробную информацию о страховой компании, автомобиле, а также владельце.

Структура полиса выглядит следующим образом.

Верхняя часть (шапка)

В правой части шапки располагается номер и серия документа. Серия состоит из трех букв «MMM» или «KKK», номер – из 10 цифр. Также здесь имеется поле, в котором указывается срок действия страховки (дата действия договора со страховщиком).

В левой части шапки находится место, в котором проставляется штамп страховой компании (адрес организации, контактные данные, логотип и официальное название фирмы). В штамп входит штрих-код, который отображает подробную информацию о страховщике (считывается специальным приложением на смартфон или планшет).

Чуть ниже располагается поле «Страховой период». В нем указывается время эксплуатации транспортного средства (время, когда действуют страховые гарантии ОСАГО). Поле разделено на три подпункта – 3 периода эксплуатации ТС, которые заполняются если автомобиль эксплуатируется сезонно.

Основная часть

Данный блок пронумерован, и состоит из нескольких полей, а именно:

  • Поле № 1. Данные страхователя (Ф.И.О. человека, оформляющего страховку или наименование компании, если ОСАГО оформляется юрлицом). Ниже прописывается Ф.И.О. собственника автомобиля: страхователь и владелец могут быть разными людьми (о том, как оформить ОСАГО не на владельца, читайте здесь).
  • Поле № 2. Данные транспортного средства (модель, марка, VIN кузова, номерной знак, отсутствие/наличие прицепа, а также номер документа собственности (ПТС или СТС)).
  • Поле № 3. Лица, допущенные к управлению транспортным средством. В этом блоке отмечается: может управлять автомобилем любой человек или только определенный круг лиц. В случае последнего, прописываются данные каждого водителя (Ф.И.О., данные водительских прав).
  • Поле № 4. Информационный блок «Страховая сумма». Оно не нуждается в заполнении, представлено для ознакомления (какие суммы компенсации положены при наступлении страхового случая).
  • Поле № 5. Информационный блок «Страховой случай». Также, не требует заполнения, информирует водителя об ответственности водителя при заключении данного договора страхования.
  • Поле № 6. Информационный блок «Зона действия», в которой указывается, что полис имеет юридическую силу только на территории РФ.
  • Поле № 7. Стоимость полиса. Здесь указывается конечная стоимость ОСАГО, которая была рассчитана для автолюбителя.
  • Поле № 8. Особые отметки. В данном блоке указываются дополнительные требования с обеих сторон. Если таковых не возникает, то оно оставляется незаполненным.

Нижний блок

Эта завершающая часть документа, где проставляется дата составления страхового полиса, подписи представителя страховщика и страхователя (обязательно с расшифровкой). В данной части проставляется печать компании-страховщика.

Далее на фото показан образец страхового полиса ОСАГО:

Можно ли оформить две страховки на один автомобиль?

Многие задаются таким вопросом, так как желают полностью обезопасить свою ответственность в случае возникновения ДТП, решив застраховать свой автомобиль в двух и более компаниях.

На самом деле это невозможно. В данный момент (по состоянию на 2018 год), все страховые полиса внесены в единую базу данных РСА, поэтому при попытке оформить еще одну страховку на уже застрахованный в другой компании автомобиль, электронная система, через которую и происходит оформление, попросту выдаст сбой.

Реально ли сделать страховку без прав?

Как оформить, если нет прав? Водительское удостоверение, не является обязательным документом при оформлении страховки (какие документы необходимы для полиса ОСАГО?) Застраховать автомобиль может любое лицо, даже если оно не допущено к управлению транспортным средством. А вот управлять таким ТС, имеют право только лица, которые внесены в полис, и имеющие водительское удостоверение.

Возможные проблемы

При оформлении полиса обязательного страхования автогражданской ответственности, может возникнуть ряд проблем, к которым относится:

Поддельный документ

Современный интернет изобилует объемом предложений по продаже электронных версий страховых полисов (e-ОСАГО). Такой документ ничем не отличается от обычной страховки, оформленной в офисе страховщика (в плане юридической силы). Но, существует опасность получить подделку, вместо оригинального документа.

Чтобы избежать мошеннических действий, эксперты рекомендую приобретать электронные версии полисов только на официальных сайтах компаний-страховщиков. Их полный список можно найти на сайте Российского союза автостраховщиков (www.autoins.ru).

Навязанные дополнительные услуги

Для увеличения прибыли, страховщики часто прибегают к навязыванию дополнительных услуг, причем некоторые убедительно рекомендую включить в полис такие пункты, как: страхование жизни, услуги эвакуатора при ДТП, автоюриста и т.д. Страхователь имеет полное право отказаться от них, а если сотрудники фирмы отказываются оформлять полис без этих услуг, тогда нужно жаловаться в вышестоящие инстанции (Центральный банк РФ (www.cbr.ru)), так как страховщик нарушает закон.

О том, какими бывают допуслуги и как оформить страховку без них, читайте тут.

Увеличенная стоимость

Нередко возникают случаи, когда стоимость приобретаемого полиса увеличивается в разы (например, в 2017 году страховка стоила 3 500 рублей, а при оформлении в 2018 году ее цена составила 7 500 рублей). В данном случае проблема кроется в коэффициенте бонус-малус (КБМ), который рассчитывается для каждого владельца индивидуально. По КБМ автолюбителю предоставляется скидка на покупку ОСАГО, и она возрастает ежегодно, если страхователь не попадает в ДТП.

Иногда КБМ обнуляется (при смене ВУ или из-за системной ошибки в РСА). В случае возникновения такой ситуации, следует подавать жалобу в Центробанк, с просьбой о восстановлении КБМ.

О том, как рассчитать стоимость ОСАГО и каким образом лучше ее проверить, вы узнаете из отдельной статьи.

Разрешено ли оформить документ заранее?

Нередко встречаются ситуации, когда срок действия полиса страхования подходит к концу, и именно в последние дни, когда необходимо продлевать страховку, человек будет отсутствовать (в командировке, в больнице и т.д.). В таком случае необходимо заранее оформить новый полис ОСАГО, так как такая процедура разрешена по закону (в соответствии с частью 1 статьи № 445 Гражданского кодекса РФ).

Оформление полиса ОСАГО – это обязательная процедура для каждого водителя, так как такой документ должен быть оформлен постоянно (при окончании действия одного полиса, необходимо оформлять новый). По закону, приобретать полис ОСАГО может не только владелец транспортного средства (например, один из тех, кто допущен к управлению данным автомобилем (Внесен в страховку)).

Приобрести несколько полисов в различных компаниях для одного транспортного средства не получится, так как ТС должно быть застраховано только в одной страховой компании. Если у собственника (иного лица) не получается продлить полис в положенный срок (когда заканчивается старая страховка), он может приобрести новый ОСАГО заранее, но не более чем за 30 дней до окончания старого.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Ссылка на основную публикацию
Эрик Давидович Китуашвили �� жена Давидыча фото, последние новости 2018
Эрик Давидович (ютуб блогер) – биография создателя Смотра ру, суд и фото из инстаграма, личная жизнь Имя участника: Эрик Давидович...
Электроснегоход Автономный электротранспорт
Nikola представила сверхмощный электровездеход Компания Nikola Powersports представила технические характеристики нового электрического мотовездехода Nikola Zero, пишет CleanTechnica. Электромобиль, предназначенный для...
Электростеклоподъемники автомобиля описание и принцип работы
Электростеклоподъемники автомобиля описание и принцип работы Электростеклоподъемники стали стандартной опцией практически во всех современных автомобилях благодаря их удобству и надежной...
Этапы замены радиатора печки ВАЗ-2115 без снятия панели
Замена радиатора печки ваз 2114 (2115) пошаговая инструкция Неисправность отопительной системы салона влечёт для водителя негативные последствия. Выход из строя...
Adblock detector