Что такое тормозные колодки и как не нарваться на подделку

Лучшие тормозные колодки для автомобиля устройство, особенности и подбор тормозных колодок

Как известно, тормозная система автомобиля является одним из важнейших узлов. По этой причине необходимо постоянно контролировать эффективность работы тормозов, а также качественно, своевременно и грамотно обслуживать систему и выполнять ремонт при такой необходимости.

С учетом того, что сегодня на рынке представлено большое количество изготовителей деталей для авто, такое разнообразие часто становится причиной определенных трудностей при подборе. Главное, при необходимости выбрать колодки, учитывать ряд особенностей, требований и правил.

Колодка тормозная передняя и задняя: деление по классам

Начнем с того, что все детали, в том числе и тормозные колодки, могут быть оригинальными, а также аналогами высокого, среднего или низкого класса. При этом важно понимать, что не всегда самое дороге решение будет оптимальным вариантом, то есть какие тормозные колодки лучше. Давайте разбираться.

  • Прежде всего, тормозные колодки, поставляемые на конвейеры, в полной мере соответствуют тем требованиям, которые выдвигает сам автопроизводитель. При этом если знать фирму-изготовителя и покупать те же самые изделия, но на рынке запчастей, такие колодки не будут уступать заводскому варианту по качеству, но выйдут немного дешевле. Минус только в том, что такие колодки редко попадают в свободную продажу.

Последний вариант – дешевые колодки, которые массово производят как крупные, так и малоизвестные производители. Для их производства используются простые смеси. Основное преимущество – низкая цена (на 70-80% по сравнению с оригиналом и качественными аналогами).

Тормозная колодка: устройство и особенности

Итак, сразу отметим, что решения высокого класса имеют обозначение ECE R90. Это указывает на сертификацию в странах ЕС и предполагает высокое качество. Однако на рынке встречаются подделки, так что ориентироваться на этот показатель не стоит. Можно купить колодки тормозные задние ил передние якобы в фирменной упаковке и с сертификатом дорого, однако, на деле это может оказаться дешевый вариант сомнительного качества.

Идем далее. Чтобы убедиться в качестве изделия, нужно проводить визуальный осмотр и обращать внимание на конкретные детали. Первое, колодки тормозные передние или задние не должны иметь трещин. Единственное, мелкие трещинки в 2-3 мм на изделиях среднего и низкого класса допустимы, но не более того.

Также не допускаются явные сколы и сильные неровности. Не стоит слушать продавцов, что все дефекты потом притрутся. Лучше сразу приобретать качественно изготовленный вариант.

  • Что касается устройства тормозной колодки, сама колодка представляет собой основу из металла и фрикционную накладку тормозные накладки. Фрикционный материал «приклеен» к такой основе. Однако есть производители, которые еще внедряют между металлом и накладкой прослойку (например, колодки Феродо ThermoQuiet).

На деле, это простые колодки, но прослойка поглощает избытки тепла, чтобы от колодки нагрев не передавался на суппорт и тормозная жидкость не кипела. Получается, такая тормозная колодка нагревается, но менее интенсивно переносит нагрев на тормозную систему.

Если рассматривать состав фрикционных накладок, то можно выделить большое разнообразие компонентов: асбест, графит, углероды, оксиды, борат и т.д. Еще есть добавки, устраняющие писк и скрежет при торможении. Скрепляется все это при помощи особых смол. Также колодки часто армируют кевларовым волокном или сталью. Также есть и керамические накладки.

Также при выборе (особенно если нужны передние тормозные колодки), важно обращать внимание на рабочие температуры и коэффициент трения. Причина — при торможении именно передние колодки загружаются, в среднем, на 60-70%, тогда как задние всего на 30-40%.

Если для простой машины, которая эксплуатируется в щадящем режиме, достаточно колодок с рабочей температурой 350 градусов Цельсия, то для спорткаров колодки рассчитаны на нагрев до 1000 градусов!

Однако важно понимать, что прогрев спортивных накладок наступает с отметки в 200 градусов. Это значит, дорогие спортивные колодки не эффективны на гражданских авто в условиях штатной эксплуатации. Даже с учетом того, что коэффициент трения у спортивных версий не ниже 0.5, однако при нагреве менее 200 градусов показатель не выше 0.2.

В свою очередь, обычные колодки имеют коэффициент трения колодок около 0.3 единиц, чего для обычной езды вполне достаточно. Главное, помнить, что во время длительных и активных торможений коэффициент снижается.

Еще добавим, что колодки тормозные задние, в отличие от передних, зачастую менее нагружены и служат дольше. Особенно это актуально для машин, где спереди стоят дисковые тормоза, а сзади барабанные. Как правило, на 60-70% тормозят именно передние колодки. Так вот, если нужны задние колодки, лучше не экономить и взять более дорогое решение хорошего качества, чтобы не пришлось часто разбирать барабаны и менять колодки в барабанных тормозах каждые 25-30 тыс. км.

Какие лучше купить тормозные колодки: производители

Как уже было сказано выше, сегодня производители тормозных колодок предлагают огромное количество решений, разных как по цене, так и по качеству. Однако если отбросить спортивные варианты и дорогой оригинал, на практике можно выделить колодки TRW, Ferodo, Brembo, ATE, Bosch, Hi-Q и т.д.

Читайте также:  Подошва для лобзика – это приспособление, обеспечивающее удобное выполнение среза 1

Каждый производитель имеет как плюсы, так и минусы. Например, АТЕ или Brembo означает высокое качество. Соответственно, такой же будет и стоимость. При этом допустимый нагрев тормозных колодок до 800 градусов обеспечит стабильную работу даже при активном торможении. В свою очередь, для гражданских авто такие показатели попросту не нужны.

Отметим, что еще некоторые из указанных производителей также выпускают кроме колодок и другие элементы тормозной системы, а не только задние тормозные колодки или передние. Это значит, что при необходимости можно купить тормозные диски или барабаны вместе с колодками одной марки. На практике, такие решения можно считать оптимальными.

Также нужно учесть, что на разных авто одни и те же колодки могут также работать не одинаково. Если машина тяжелая и мощная, тогда следует принять во внимание эти особенности. Более того, на версиях с АКПП приходится чаще пользоваться тормозами и нагревать их, в отличие от машин на «механике», где дополнительно удается тормозить двигателем. По этой причине, прежде чем купить колодки, отзывы на профильных форумах часто помогают подобрать лучший вариант для авто конкретной модели и марки.

В свою очередь, тормозные колодки передние можно взять и подешевле, если речь идет о гражданских авто, которые эксплуатируются в спокойном режиме (например, в городе скоростной режим сильно ограничен). Так как замена на дисковых тормозах (как передних тормозных колодок, так и задних) не отличается сложностью, особых проблем в этом случае не возникает, в отличие от барабанных тормозов.

Что в итоге

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что колодки передние или задние условно можно разделить на два типа: гражданские и спортивные. Так вот, спортивные решения дорогие и отличаются лучшими характеристиками, но это не всегда является преимуществом на гражданских авто.

Напоследок отметим, что рынок тормозных колодок сегодня расширен максимально, так что почти каждый производитель в ассортименте имеет как более доступные варианты, так и эксклюзивные дорогостоящие решения. Так или иначе, рассмотрев особенности и учитывая приведенные выше нюансы, даже у рядового автолюбителя после прочтения данной статьи больше не возникнет проблем при выборе тормозных колодок для автомобиля.

Как выбрать тормозные колодки?

Хоть иногда от автомобилистов и слышно фразу «тормоза для трусов», вряд ли кто-то сядет в транспортное средство, если не будет уверен в исправности тормозной системы. Одну из основных ролей в устройстве тормозов занимают тормозные колодки. Они применяются во всех видах систем колесных ТС.

  • Виды тормозных систем в автомобиле
  • Принцип действия тормозов и роль тормозных колодок
  • Виды колодок и классификация
  • Параметры выбора и критерии качества

Виды тормозных систем в автомобиле

Как правило, в автомобиле предусмотрено три типа тормозных систем:

  1. Рабочая. Используется чаще всего при торможении и считается наиболее действенной. Чаще всего используется фрикционный механизм торможения – дисковые или барабанные тормоза. На легковых автомобилях часто можно встретить на передних колесах дисковые, на задних барабанные.

Сегодня существует масса дополнений к механизмам в виде антипробуксовочных или антиблокировочных систем. Основная причина – повышение комфорта и безопасности во время езды.

  1. Стояночный тип. Необходим для удержания транспортного средства на одном месте во время длительной стоянки и не позволяет автомобилю двигаться вниз, при остановке на склоне. Управление стояночной системой проходит при помощи рычага ручного тормоза.
  2. Запасная система или аварийная. В случае неисправности рабочей системы, аварийная может обеспечить полноценную остановку транспортного средства. Однако запасная система не является эффективной и не способна полностью заменить рабочую. При необходимости стояночный тормоз вполне может справиться с аварийным торможением.

Принцип действия тормозов и роль тормозных колодок

В случае гидравлического привода нажатие на педаль тормоза передает давление на главный цилиндр. Далее усилитель дополнительно нагнетает давление тормозной жидкости при помощи поршней в главном цилиндре, а после прохождения по патрубкам ТЖ переходит к колесным цилиндрам. За счет большого давления поршни двигают колодки к барабанам или дискам.

В большинстве ТС установлены фрикционные (или механические) механизмы, которые, могут отличаться по принципу действия. Таким образом, самыми распространенными являются барабанные и дисковые тормоза.

Торможение движения колеса в случае с дисковой системой происходит за счет того, что поршни прижимают автомобильные колодки к диску. Естественно, что при отсутствии давления – элементы стремительно возвращаются в стартовое положение. В барабанной системе при приведении в действие гидравлического привода поршни расходятся.

Колодки прижимаются к барабану, вращающимся вместе с колесом. Процесс остановки происходит из-за трения барабана и накладками колодок. Стяжные пружины вернут колодки в обратное положение.

Физическую основу действия составляет преобразование энергии. Кинетическая энергия подвергается трансформации в тепловую из-за постоянного трения колодки о барабан, диск или колесную пару. При непосредственном торможении происходит необратимый процесс нагревания исполнительной пары и вбирание кинетической энергии.

Виды колодок и классификация

Тормозные колодки – это пластины с фрикционной накладкой. Форма накладки повторяет место контакта с диском – прямая, или барабаном – дугообразная. Фиксация накладок на тело колодки происходит при помощи клея или металлических заклепок; метод фиксации никак не влияет на эффективность срабатывания тормозов. В последнее время изготовители начали помещать на тормозные колодки датчики износа.

Читайте также:  Замена водительского удостоверения по истечении срока в 2018 году

Несмотря на то, что изготовители стараются сделать состав сплава максимально уникальным, большинство автомобильных колодок содержат в своей структуре керамику, синтетический каучук, органику и минеральные основы и модификаторы. Большой перечень используемых материалов основан на том, что колодки поддаются значительному нагреванию и обязательно не должны поддаваться разрушениям и не терять фрикционных характеристик в экстремальных условиях.

В некоторых случаях тормозные колодки нагреваются до 1000–3000 градусов Цельсия.

Первые признаки того, что пора менять тормозные колодки можно определить по качеству торможения, скрипам и неестественной вибрации. Большему разрушению колодки поддаются под воздействием воды, антифриза и тормозной жидкости. Замена тормозных колодок обязательно производится попарно; выделяют передние и задние тормозные колодки. Обычно, именно передние подвергаются большим нагрузкам и изнашиваются в 3–4 раза быстрее задних.

Автомобилисты выделяют несколько видов колодок, относительно материала изготовления:

  • Металлические. Согласно отзывам, великолепно выдерживают высокую температурную нагрузку. Однако достаточно шумные, и чаще всего используются на гоночных болидах. В составе содержат сталь или соединения меди.
  • Органические. В химическом составе включают в себя кевлар, примеси резины, волокна стекла и органические соединения углерода. Чаще всего используются для спокойной езды, поскольку подобные колодки очень уязвимы к температурным нагрузкам. Среди преимуществ автолюбители называют низкий уровень шума и мягкое воздействие на элементы тормозной системы.
  • Полуметаллические. В структуре содержат около 70% металла и 30% неорганических соединений. В качестве дополнительной присадки чаще всего производители используют модификатор трения. По характеристикам имеют достаточно высокую теплоотдачу, тем не менее, очень быстро подвергаются износу.
  • Керамические. Считаются среди автомобилистов самыми эффективными, но и самыми дорогостоящими. Состоят преимущественно из волокон керамики и цветных металлов. Среди преимуществ: максимально щадящее действие на диски, слабое нагревание и отличная износостойкость.

Чтобы выбрать для себя оптимальный вариант стоит гнаться не за ценой, а за качеством и соответствием своим потребностям. Приобретение за баснословную сумму керамических или металлических колодок не принесет никакой пользы, если водитель предпочитает спокойный стиль вождения.

Естественно, что, как и любые другие детали, колодки можно разделить и по качеству производителя. Выделяют три группы: высшая категория, aftermarket и третья категория. К первой обычно относятся оригинальные комплектующие. Ко второму классу относят производителей, которые позволяют себе примерно на 10% отступить от стандартной документации и технологии изготовления. Третья категория – небольшие производители, малоизвестные фирмы, продукты низкого качества и невысокой цены.

Определить качество и производителя можно, внимательно взглянув на маркировку товара. Перед показателем соответствия обычно кодируется страна, где произведена сертификация колодок.

Параметры выбора и критерии качества

Основные критерии выбора тормозных колодок практически ничем не отличаются от критериев выбора других автомобильных запчастей:

  1. Необходимо внимательно осмотреть упаковку товара. Естественно, что коробка должна быть без видимых повреждений, а маркировка иметь все оригинальные показатели. У товара из категории первого или второго класса маркировка будет содержать отметку «ЕСЕ R90», что означает наличие минимальной сертификации в странах Европы.
  2. При осмотре тормозной колодки не должно быть выявлено деформаций, царапин или других дефектов. Крайний допустимый вариант повреждения – небольшая царапина до 2–3 миллиметров.
  3. Фрикционный материал должен плотно прилегать к опорной пластине, иметь правильную форму и однородную структуру поверхности.
  4. Некоторые производители добавляют дополнительный слой между пластинкой и фрикционным покрытием. Зачастую этот слой обеспечивает снижение уровня шума и препятствует передачи температуры к тормозному суппорту.
  5. Материал, из которого изготавливают колодки, может содержать в себе до 150 различных добавок. Часть из них препятствует возникновению лишнего писка при торможении. Объединяет все элементы химическая смола.Желательно, после установки новых колодок не налегать на педаль тормоза, чтобы все элементы тормозной системы притерлись. Если производитель немного отошел от технологии, может наблюдаться дым при резком торможении.
  6. В составе обязательно не должно быть асбеста. Наличие подобного материала говорит о потенциально быстром износе и чаще всего включается только в самые дешевые изделия.

Перед тем как приобретать новые колодки, лучше ознакомиться с ассортиментом товаров и просмотреть несколько роликов:

При выборе очень важно опираться на непосредственные характеристики детали – коэффициенты трения и максимально допустимой температуры. Для среднестатистических водителей подойдут детали с показателем 330–350°С. Любителям скоростной езды и экстремального стиля вождения стоит обратить внимание на более высокий показатель. Коэффициент трения для обычных автомобилей составляет 0,3–0,5. Хотя цифры могут варьироваться в зависимости от производителя (первый класс имеет показатель 0,4–0,5; поставки на экспорт – 0,3–0,35).

Нельзя на городской автомобиль устанавливать колодки, предназначенные для спортивных автомобилей. Они эффективны при других температурных показателях и при размеренной езде по городу практически бесполезны.

Тормозные колодки: чем на самом деле отличаются японские детали

Требования автовладельцев к тормозным колодкам, как правило, просты: служить должны долго и тормозить — надежно. Однако чтобы выполнить эти требования, над качеством деталей тормозных систем работают научные лаборатории по всему миру. И не случайно, как отмечает технический специалист Nisshinbo Денис Двали, при разработке и изготовлении «простых» колодок сегодня применяют отнюдь не простые технологии.

Читайте также:  Мотопомпа не качает воду причины неисправности, ремонт

Производителям тормозных колодок приходится подстраиваться под специфические требования потребителей разных стран. «Основная задача европейских тормозных колодок – спасти жизнь, все нацелено на это. Так, европейские колодки, тот же немецкий Textar, производятся с учетом необходимости обеспечить адекватное торможение со скоростей свыше 200 км/ч на европейских автобанах», — говорит Двали.

Прочие свойства колодок тут отступают на второй план. Например, европейские колодки больше делают диски машины пыльными, это хорошо заметно. А для японцев, помимо безоговорочной безопасности тормозов, не менее важен комфорт при работе – отсутствие шума и пылеобразования. «Плюс японцы высоко ценят износостойкость колодок. Вот почему европейские тормоза более жесткие, резкие, а японские – более комфортные и долговечные. Впрочем, в эпоху глобализации идет сглаживание различий», — добавляет собеседник.

Японские корни

Специфику создания и применения японских тормозных комплектующих можно проследить на примере одного из ведущих японских производителей, работающих в этом сегменте рынка – компании Nisshinbo.

Исторически Nisshinbo – поставщик компонентов тормозной системы на конвейеры японских автозаводов: Toyota, Nissan, Mitsubishi, Honda, Mazda, Subaru и других. Бренду с самого начала своего существования пришлось решать серьезную концептуальную задачу: совместить в своих колодках надежное торможение, отвечающее в том числе и европейским требованиям, с запросом азиатских потребителей на комфортность и долговечность.

Для минимизации шумов при торможении были разработаны фрикционные смеси из экологичных NAO-композиций, которые встречаются в большей части продукции Nisshinbo. Использование таких NAO-материалов, как заявляет производитель, также значительно снижает пыльность и повышает износоустойчивость колодок даже несмотря на отсутствие добавок стальных компонентов во фрикционной смеси.

«Сначала во всех цивилизованных странах запретили использовать асбест, являющийся канцерогенным веществом. Потом запретили свинец, теперь очередь за медью. А ведь медь – традиционный компонент для азиатских колодок, раньше её содержание в составе фрикциона могло превышать 5%. США и Европа сейчас подводят к тому, что надо придумать фрикционный материал, который вообще не будет содержать меди», — рассказывает представитель Nisshinbo. Ходовка и бактерии: как подготовить машину к лету

По его прогнозам, к 2020 году медь совсем запретят: «Европейские колодки имеют в своем составе сталь, тогда как в азиатские колодки всегда изготавливались без стали – её частично заменяла медь. Поэтому задача производителей – разработать такую смесь без стали и меди, чтобы она могла обеспечивать надлежащий уровень характеристик. Это непросто, но такие колодки, которые на 100% не содержат меди, у нас уже есть».

Без шума и пыли

Для достижения бесшумности при «легких» торможениях в колодках Nisshinbo применен такой конструктивный прием как скос краев фрикционных накладок. Сейчас прямой скос эволюционирует в полукруглый – эксплуатационный эффект применения этого оригинального решения сохраняется практически до полного износа накладки.

Часто на колодках Nisshinbo можно заметить паз, словно разрезающий фрикционную накладку. Смысл такого конструктивного решения – сдвинуть частоты резонансных колебаний этого узла в область, которая не воспринимается человеческим ухом. Кроме того, такой паз служит увеличению долговечности колодки, поскольку препятствует образованию и распространению трещин во фрикционной накладке.

В настоящее время паз Nisshinbo выполняется по диагонали. «Сам паз нужен для того, чтобы во время торможения колодка не разрушалась при нагреве, – поясняет Денис Двали. – Испытания наших инженеров показали, что диагональный, J-образный паз в этом плане гораздо более надежен, плюс такое конструктивное решение приводит к лучшему снижению шума при торможении. Поэтому компанией было принято решение постепенно перевести производство всех колодок на новую технологию. По сути, все эти изменения внесены для повышения комфорта автовладельцев».

Многие колодки Nisshinbo комплектуются противоскрипными пластинами. Их устанавливают на многие модели на автосборочных производствах по всему миру. Однако далеко не все производители автозапчастей комплектует этими аксессуарами свои колодки, предназначенные для розничной продажи, предпочитая продавать их отдельно.

Чем японские колодки лучше?

Качество японских колодок во всем мире ценится выше, чем европейских. Почему? Как отмечают в компании, можно разработать замечательную колодку, практически идеально работающую с точки зрения большинства автовладельцев. Но если будет хромать качество ее изготовления на производстве или оно будет «плавать» от партии к партии, потребитель будет обходить ее стороной.

И японцы прекрасно об этом осведомлены. И, как правило, у них лучше отлажена автоматизация технологических процессов, оборудование на заводах стоит более современное.

При этом визуальный контроль качества все равно ведется. «Контроль осуществляется по партиям. Из каждой партии как минимум трижды берутся экземпляры колодок для проверки – в начале выпуска партии, в середине и непосредственно перед сменой пресс-формы», — уточняет Двали.

Детали проверяют визуально и тактильно, а вот геометрические параметры оценивают с помощью лазерных приборов. Плюс специальная проверка компрессионных свойств и прочности фрикционного материала.

«Отдельно испытывают прочность крепления фрикционной накладки: пытаются её оторвать при помощи специального пресса. Готовая продукция проходит различные тесты в реальных условиях, для этого у Nisshinbo есть свой испытательный полигон в городе Асахи. Вообще производство тормозных колодок – большая ответственность, поэтому контроль за качеством в Nisshinbo осуществляется по особо строгим стандартам», — заверяет собеседник.

Ссылка на основную публикацию
Что такое радиус разворота, каким он бывает, и почему он важен – автомобильный журнал
Что такое радиус разворота, каким он бывает, и почему он важен – автомобильный журнал При выборе автомобиля обычно смотрят на...
Что такое каталитический нейтрализатор, принципы работы, обслуживания и удаления
Катализатор автомобильный устройство, принцип работы, виды, неисправности Автомобильный катализатор – прямой ответ инженеров на всё более и более строгие требования...
Что такое клапан адсорбера, признаки неисправности клапана абсорбера
Что такое адсорбер в автомобиле, сколько служит, признаки неисправности, как заменить Вопрос экологии давно стоит ребром перед крупнейшими производителями автомобилей...
Что такое райдшеринг, карпулинг, каршеринг
Слова, не каждому знакомые что такое райдшеринг, каршеринг и карпулинг С развитием информационных технологий появляются и новые слова в повседневном...

Что такое тормозные колодки и как не нарваться на подделку

Лучшие тормозные колодки для автомобиля устройство, особенности и подбор тормозных колодок

Как известно, тормозная система автомобиля является одним из важнейших узлов. По этой причине необходимо постоянно контролировать эффективность работы тормозов, а также качественно, своевременно и грамотно обслуживать систему и выполнять ремонт при такой необходимости.

С учетом того, что сегодня на рынке представлено большое количество изготовителей деталей для авто, такое разнообразие часто становится причиной определенных трудностей при подборе. Главное, при необходимости выбрать колодки, учитывать ряд особенностей, требований и правил.

Колодка тормозная передняя и задняя: деление по классам

Начнем с того, что все детали, в том числе и тормозные колодки, могут быть оригинальными, а также аналогами высокого, среднего или низкого класса. При этом важно понимать, что не всегда самое дороге решение будет оптимальным вариантом, то есть какие тормозные колодки лучше. Давайте разбираться.

  • Прежде всего, тормозные колодки, поставляемые на конвейеры, в полной мере соответствуют тем требованиям, которые выдвигает сам автопроизводитель. При этом если знать фирму-изготовителя и покупать те же самые изделия, но на рынке запчастей, такие колодки не будут уступать заводскому варианту по качеству, но выйдут немного дешевле. Минус только в том, что такие колодки редко попадают в свободную продажу.

Последний вариант – дешевые колодки, которые массово производят как крупные, так и малоизвестные производители. Для их производства используются простые смеси. Основное преимущество – низкая цена (на 70-80% по сравнению с оригиналом и качественными аналогами).

Тормозная колодка: устройство и особенности

Итак, сразу отметим, что решения высокого класса имеют обозначение ECE R90. Это указывает на сертификацию в странах ЕС и предполагает высокое качество. Однако на рынке встречаются подделки, так что ориентироваться на этот показатель не стоит. Можно купить колодки тормозные задние ил передние якобы в фирменной упаковке и с сертификатом дорого, однако, на деле это может оказаться дешевый вариант сомнительного качества.

Идем далее. Чтобы убедиться в качестве изделия, нужно проводить визуальный осмотр и обращать внимание на конкретные детали. Первое, колодки тормозные передние или задние не должны иметь трещин. Единственное, мелкие трещинки в 2-3 мм на изделиях среднего и низкого класса допустимы, но не более того.

Также не допускаются явные сколы и сильные неровности. Не стоит слушать продавцов, что все дефекты потом притрутся. Лучше сразу приобретать качественно изготовленный вариант.

  • Что касается устройства тормозной колодки, сама колодка представляет собой основу из металла и фрикционную накладку тормозные накладки. Фрикционный материал «приклеен» к такой основе. Однако есть производители, которые еще внедряют между металлом и накладкой прослойку (например, колодки Феродо ThermoQuiet).

На деле, это простые колодки, но прослойка поглощает избытки тепла, чтобы от колодки нагрев не передавался на суппорт и тормозная жидкость не кипела. Получается, такая тормозная колодка нагревается, но менее интенсивно переносит нагрев на тормозную систему.

Если рассматривать состав фрикционных накладок, то можно выделить большое разнообразие компонентов: асбест, графит, углероды, оксиды, борат и т.д. Еще есть добавки, устраняющие писк и скрежет при торможении. Скрепляется все это при помощи особых смол. Также колодки часто армируют кевларовым волокном или сталью. Также есть и керамические накладки.

Также при выборе (особенно если нужны передние тормозные колодки), важно обращать внимание на рабочие температуры и коэффициент трения. Причина — при торможении именно передние колодки загружаются, в среднем, на 60-70%, тогда как задние всего на 30-40%.

Если для простой машины, которая эксплуатируется в щадящем режиме, достаточно колодок с рабочей температурой 350 градусов Цельсия, то для спорткаров колодки рассчитаны на нагрев до 1000 градусов!

Однако важно понимать, что прогрев спортивных накладок наступает с отметки в 200 градусов. Это значит, дорогие спортивные колодки не эффективны на гражданских авто в условиях штатной эксплуатации. Даже с учетом того, что коэффициент трения у спортивных версий не ниже 0.5, однако при нагреве менее 200 градусов показатель не выше 0.2.

В свою очередь, обычные колодки имеют коэффициент трения колодок около 0.3 единиц, чего для обычной езды вполне достаточно. Главное, помнить, что во время длительных и активных торможений коэффициент снижается.

Еще добавим, что колодки тормозные задние, в отличие от передних, зачастую менее нагружены и служат дольше. Особенно это актуально для машин, где спереди стоят дисковые тормоза, а сзади барабанные. Как правило, на 60-70% тормозят именно передние колодки. Так вот, если нужны задние колодки, лучше не экономить и взять более дорогое решение хорошего качества, чтобы не пришлось часто разбирать барабаны и менять колодки в барабанных тормозах каждые 25-30 тыс. км.

Какие лучше купить тормозные колодки: производители

Как уже было сказано выше, сегодня производители тормозных колодок предлагают огромное количество решений, разных как по цене, так и по качеству. Однако если отбросить спортивные варианты и дорогой оригинал, на практике можно выделить колодки TRW, Ferodo, Brembo, ATE, Bosch, Hi-Q и т.д.

Читайте также:  Как полировать фары с помощью зубной пасты

Каждый производитель имеет как плюсы, так и минусы. Например, АТЕ или Brembo означает высокое качество. Соответственно, такой же будет и стоимость. При этом допустимый нагрев тормозных колодок до 800 градусов обеспечит стабильную работу даже при активном торможении. В свою очередь, для гражданских авто такие показатели попросту не нужны.

Отметим, что еще некоторые из указанных производителей также выпускают кроме колодок и другие элементы тормозной системы, а не только задние тормозные колодки или передние. Это значит, что при необходимости можно купить тормозные диски или барабаны вместе с колодками одной марки. На практике, такие решения можно считать оптимальными.

Также нужно учесть, что на разных авто одни и те же колодки могут также работать не одинаково. Если машина тяжелая и мощная, тогда следует принять во внимание эти особенности. Более того, на версиях с АКПП приходится чаще пользоваться тормозами и нагревать их, в отличие от машин на «механике», где дополнительно удается тормозить двигателем. По этой причине, прежде чем купить колодки, отзывы на профильных форумах часто помогают подобрать лучший вариант для авто конкретной модели и марки.

В свою очередь, тормозные колодки передние можно взять и подешевле, если речь идет о гражданских авто, которые эксплуатируются в спокойном режиме (например, в городе скоростной режим сильно ограничен). Так как замена на дисковых тормозах (как передних тормозных колодок, так и задних) не отличается сложностью, особых проблем в этом случае не возникает, в отличие от барабанных тормозов.

Что в итоге

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что колодки передние или задние условно можно разделить на два типа: гражданские и спортивные. Так вот, спортивные решения дорогие и отличаются лучшими характеристиками, но это не всегда является преимуществом на гражданских авто.

Напоследок отметим, что рынок тормозных колодок сегодня расширен максимально, так что почти каждый производитель в ассортименте имеет как более доступные варианты, так и эксклюзивные дорогостоящие решения. Так или иначе, рассмотрев особенности и учитывая приведенные выше нюансы, даже у рядового автолюбителя после прочтения данной статьи больше не возникнет проблем при выборе тормозных колодок для автомобиля.

Как выбрать тормозные колодки?

Хоть иногда от автомобилистов и слышно фразу «тормоза для трусов», вряд ли кто-то сядет в транспортное средство, если не будет уверен в исправности тормозной системы. Одну из основных ролей в устройстве тормозов занимают тормозные колодки. Они применяются во всех видах систем колесных ТС.

  • Виды тормозных систем в автомобиле
  • Принцип действия тормозов и роль тормозных колодок
  • Виды колодок и классификация
  • Параметры выбора и критерии качества

Виды тормозных систем в автомобиле

Как правило, в автомобиле предусмотрено три типа тормозных систем:

  1. Рабочая. Используется чаще всего при торможении и считается наиболее действенной. Чаще всего используется фрикционный механизм торможения – дисковые или барабанные тормоза. На легковых автомобилях часто можно встретить на передних колесах дисковые, на задних барабанные.

Сегодня существует масса дополнений к механизмам в виде антипробуксовочных или антиблокировочных систем. Основная причина – повышение комфорта и безопасности во время езды.

  1. Стояночный тип. Необходим для удержания транспортного средства на одном месте во время длительной стоянки и не позволяет автомобилю двигаться вниз, при остановке на склоне. Управление стояночной системой проходит при помощи рычага ручного тормоза.
  2. Запасная система или аварийная. В случае неисправности рабочей системы, аварийная может обеспечить полноценную остановку транспортного средства. Однако запасная система не является эффективной и не способна полностью заменить рабочую. При необходимости стояночный тормоз вполне может справиться с аварийным торможением.

Принцип действия тормозов и роль тормозных колодок

В случае гидравлического привода нажатие на педаль тормоза передает давление на главный цилиндр. Далее усилитель дополнительно нагнетает давление тормозной жидкости при помощи поршней в главном цилиндре, а после прохождения по патрубкам ТЖ переходит к колесным цилиндрам. За счет большого давления поршни двигают колодки к барабанам или дискам.

В большинстве ТС установлены фрикционные (или механические) механизмы, которые, могут отличаться по принципу действия. Таким образом, самыми распространенными являются барабанные и дисковые тормоза.

Торможение движения колеса в случае с дисковой системой происходит за счет того, что поршни прижимают автомобильные колодки к диску. Естественно, что при отсутствии давления – элементы стремительно возвращаются в стартовое положение. В барабанной системе при приведении в действие гидравлического привода поршни расходятся.

Колодки прижимаются к барабану, вращающимся вместе с колесом. Процесс остановки происходит из-за трения барабана и накладками колодок. Стяжные пружины вернут колодки в обратное положение.

Физическую основу действия составляет преобразование энергии. Кинетическая энергия подвергается трансформации в тепловую из-за постоянного трения колодки о барабан, диск или колесную пару. При непосредственном торможении происходит необратимый процесс нагревания исполнительной пары и вбирание кинетической энергии.

Виды колодок и классификация

Тормозные колодки – это пластины с фрикционной накладкой. Форма накладки повторяет место контакта с диском – прямая, или барабаном – дугообразная. Фиксация накладок на тело колодки происходит при помощи клея или металлических заклепок; метод фиксации никак не влияет на эффективность срабатывания тормозов. В последнее время изготовители начали помещать на тормозные колодки датчики износа.

Читайте также:  Подошва для лобзика – это приспособление, обеспечивающее удобное выполнение среза 1

Несмотря на то, что изготовители стараются сделать состав сплава максимально уникальным, большинство автомобильных колодок содержат в своей структуре керамику, синтетический каучук, органику и минеральные основы и модификаторы. Большой перечень используемых материалов основан на том, что колодки поддаются значительному нагреванию и обязательно не должны поддаваться разрушениям и не терять фрикционных характеристик в экстремальных условиях.

В некоторых случаях тормозные колодки нагреваются до 1000–3000 градусов Цельсия.

Первые признаки того, что пора менять тормозные колодки можно определить по качеству торможения, скрипам и неестественной вибрации. Большему разрушению колодки поддаются под воздействием воды, антифриза и тормозной жидкости. Замена тормозных колодок обязательно производится попарно; выделяют передние и задние тормозные колодки. Обычно, именно передние подвергаются большим нагрузкам и изнашиваются в 3–4 раза быстрее задних.

Автомобилисты выделяют несколько видов колодок, относительно материала изготовления:

  • Металлические. Согласно отзывам, великолепно выдерживают высокую температурную нагрузку. Однако достаточно шумные, и чаще всего используются на гоночных болидах. В составе содержат сталь или соединения меди.
  • Органические. В химическом составе включают в себя кевлар, примеси резины, волокна стекла и органические соединения углерода. Чаще всего используются для спокойной езды, поскольку подобные колодки очень уязвимы к температурным нагрузкам. Среди преимуществ автолюбители называют низкий уровень шума и мягкое воздействие на элементы тормозной системы.
  • Полуметаллические. В структуре содержат около 70% металла и 30% неорганических соединений. В качестве дополнительной присадки чаще всего производители используют модификатор трения. По характеристикам имеют достаточно высокую теплоотдачу, тем не менее, очень быстро подвергаются износу.
  • Керамические. Считаются среди автомобилистов самыми эффективными, но и самыми дорогостоящими. Состоят преимущественно из волокон керамики и цветных металлов. Среди преимуществ: максимально щадящее действие на диски, слабое нагревание и отличная износостойкость.

Чтобы выбрать для себя оптимальный вариант стоит гнаться не за ценой, а за качеством и соответствием своим потребностям. Приобретение за баснословную сумму керамических или металлических колодок не принесет никакой пользы, если водитель предпочитает спокойный стиль вождения.

Естественно, что, как и любые другие детали, колодки можно разделить и по качеству производителя. Выделяют три группы: высшая категория, aftermarket и третья категория. К первой обычно относятся оригинальные комплектующие. Ко второму классу относят производителей, которые позволяют себе примерно на 10% отступить от стандартной документации и технологии изготовления. Третья категория – небольшие производители, малоизвестные фирмы, продукты низкого качества и невысокой цены.

Определить качество и производителя можно, внимательно взглянув на маркировку товара. Перед показателем соответствия обычно кодируется страна, где произведена сертификация колодок.

Параметры выбора и критерии качества

Основные критерии выбора тормозных колодок практически ничем не отличаются от критериев выбора других автомобильных запчастей:

  1. Необходимо внимательно осмотреть упаковку товара. Естественно, что коробка должна быть без видимых повреждений, а маркировка иметь все оригинальные показатели. У товара из категории первого или второго класса маркировка будет содержать отметку «ЕСЕ R90», что означает наличие минимальной сертификации в странах Европы.
  2. При осмотре тормозной колодки не должно быть выявлено деформаций, царапин или других дефектов. Крайний допустимый вариант повреждения – небольшая царапина до 2–3 миллиметров.
  3. Фрикционный материал должен плотно прилегать к опорной пластине, иметь правильную форму и однородную структуру поверхности.
  4. Некоторые производители добавляют дополнительный слой между пластинкой и фрикционным покрытием. Зачастую этот слой обеспечивает снижение уровня шума и препятствует передачи температуры к тормозному суппорту.
  5. Материал, из которого изготавливают колодки, может содержать в себе до 150 различных добавок. Часть из них препятствует возникновению лишнего писка при торможении. Объединяет все элементы химическая смола.Желательно, после установки новых колодок не налегать на педаль тормоза, чтобы все элементы тормозной системы притерлись. Если производитель немного отошел от технологии, может наблюдаться дым при резком торможении.
  6. В составе обязательно не должно быть асбеста. Наличие подобного материала говорит о потенциально быстром износе и чаще всего включается только в самые дешевые изделия.

Перед тем как приобретать новые колодки, лучше ознакомиться с ассортиментом товаров и просмотреть несколько роликов:

При выборе очень важно опираться на непосредственные характеристики детали – коэффициенты трения и максимально допустимой температуры. Для среднестатистических водителей подойдут детали с показателем 330–350°С. Любителям скоростной езды и экстремального стиля вождения стоит обратить внимание на более высокий показатель. Коэффициент трения для обычных автомобилей составляет 0,3–0,5. Хотя цифры могут варьироваться в зависимости от производителя (первый класс имеет показатель 0,4–0,5; поставки на экспорт – 0,3–0,35).

Нельзя на городской автомобиль устанавливать колодки, предназначенные для спортивных автомобилей. Они эффективны при других температурных показателях и при размеренной езде по городу практически бесполезны.

Тормозные колодки: чем на самом деле отличаются японские детали

Требования автовладельцев к тормозным колодкам, как правило, просты: служить должны долго и тормозить — надежно. Однако чтобы выполнить эти требования, над качеством деталей тормозных систем работают научные лаборатории по всему миру. И не случайно, как отмечает технический специалист Nisshinbo Денис Двали, при разработке и изготовлении «простых» колодок сегодня применяют отнюдь не простые технологии.

Читайте также:  Топливный фильтр Хендай Акцент где находится, замена

Производителям тормозных колодок приходится подстраиваться под специфические требования потребителей разных стран. «Основная задача европейских тормозных колодок – спасти жизнь, все нацелено на это. Так, европейские колодки, тот же немецкий Textar, производятся с учетом необходимости обеспечить адекватное торможение со скоростей свыше 200 км/ч на европейских автобанах», — говорит Двали.

Прочие свойства колодок тут отступают на второй план. Например, европейские колодки больше делают диски машины пыльными, это хорошо заметно. А для японцев, помимо безоговорочной безопасности тормозов, не менее важен комфорт при работе – отсутствие шума и пылеобразования. «Плюс японцы высоко ценят износостойкость колодок. Вот почему европейские тормоза более жесткие, резкие, а японские – более комфортные и долговечные. Впрочем, в эпоху глобализации идет сглаживание различий», — добавляет собеседник.

Японские корни

Специфику создания и применения японских тормозных комплектующих можно проследить на примере одного из ведущих японских производителей, работающих в этом сегменте рынка – компании Nisshinbo.

Исторически Nisshinbo – поставщик компонентов тормозной системы на конвейеры японских автозаводов: Toyota, Nissan, Mitsubishi, Honda, Mazda, Subaru и других. Бренду с самого начала своего существования пришлось решать серьезную концептуальную задачу: совместить в своих колодках надежное торможение, отвечающее в том числе и европейским требованиям, с запросом азиатских потребителей на комфортность и долговечность.

Для минимизации шумов при торможении были разработаны фрикционные смеси из экологичных NAO-композиций, которые встречаются в большей части продукции Nisshinbo. Использование таких NAO-материалов, как заявляет производитель, также значительно снижает пыльность и повышает износоустойчивость колодок даже несмотря на отсутствие добавок стальных компонентов во фрикционной смеси.

«Сначала во всех цивилизованных странах запретили использовать асбест, являющийся канцерогенным веществом. Потом запретили свинец, теперь очередь за медью. А ведь медь – традиционный компонент для азиатских колодок, раньше её содержание в составе фрикциона могло превышать 5%. США и Европа сейчас подводят к тому, что надо придумать фрикционный материал, который вообще не будет содержать меди», — рассказывает представитель Nisshinbo. Ходовка и бактерии: как подготовить машину к лету

По его прогнозам, к 2020 году медь совсем запретят: «Европейские колодки имеют в своем составе сталь, тогда как в азиатские колодки всегда изготавливались без стали – её частично заменяла медь. Поэтому задача производителей – разработать такую смесь без стали и меди, чтобы она могла обеспечивать надлежащий уровень характеристик. Это непросто, но такие колодки, которые на 100% не содержат меди, у нас уже есть».

Без шума и пыли

Для достижения бесшумности при «легких» торможениях в колодках Nisshinbo применен такой конструктивный прием как скос краев фрикционных накладок. Сейчас прямой скос эволюционирует в полукруглый – эксплуатационный эффект применения этого оригинального решения сохраняется практически до полного износа накладки.

Часто на колодках Nisshinbo можно заметить паз, словно разрезающий фрикционную накладку. Смысл такого конструктивного решения – сдвинуть частоты резонансных колебаний этого узла в область, которая не воспринимается человеческим ухом. Кроме того, такой паз служит увеличению долговечности колодки, поскольку препятствует образованию и распространению трещин во фрикционной накладке.

В настоящее время паз Nisshinbo выполняется по диагонали. «Сам паз нужен для того, чтобы во время торможения колодка не разрушалась при нагреве, – поясняет Денис Двали. – Испытания наших инженеров показали, что диагональный, J-образный паз в этом плане гораздо более надежен, плюс такое конструктивное решение приводит к лучшему снижению шума при торможении. Поэтому компанией было принято решение постепенно перевести производство всех колодок на новую технологию. По сути, все эти изменения внесены для повышения комфорта автовладельцев».

Многие колодки Nisshinbo комплектуются противоскрипными пластинами. Их устанавливают на многие модели на автосборочных производствах по всему миру. Однако далеко не все производители автозапчастей комплектует этими аксессуарами свои колодки, предназначенные для розничной продажи, предпочитая продавать их отдельно.

Чем японские колодки лучше?

Качество японских колодок во всем мире ценится выше, чем европейских. Почему? Как отмечают в компании, можно разработать замечательную колодку, практически идеально работающую с точки зрения большинства автовладельцев. Но если будет хромать качество ее изготовления на производстве или оно будет «плавать» от партии к партии, потребитель будет обходить ее стороной.

И японцы прекрасно об этом осведомлены. И, как правило, у них лучше отлажена автоматизация технологических процессов, оборудование на заводах стоит более современное.

При этом визуальный контроль качества все равно ведется. «Контроль осуществляется по партиям. Из каждой партии как минимум трижды берутся экземпляры колодок для проверки – в начале выпуска партии, в середине и непосредственно перед сменой пресс-формы», — уточняет Двали.

Детали проверяют визуально и тактильно, а вот геометрические параметры оценивают с помощью лазерных приборов. Плюс специальная проверка компрессионных свойств и прочности фрикционного материала.

«Отдельно испытывают прочность крепления фрикционной накладки: пытаются её оторвать при помощи специального пресса. Готовая продукция проходит различные тесты в реальных условиях, для этого у Nisshinbo есть свой испытательный полигон в городе Асахи. Вообще производство тормозных колодок – большая ответственность, поэтому контроль за качеством в Nisshinbo осуществляется по особо строгим стандартам», — заверяет собеседник.

Ссылка на основную публикацию
Что такое радиус разворота, каким он бывает, и почему он важен – автомобильный журнал
Что такое радиус разворота, каким он бывает, и почему он важен – автомобильный журнал При выборе автомобиля обычно смотрят на...
Что такое каталитический нейтрализатор, принципы работы, обслуживания и удаления
Катализатор автомобильный устройство, принцип работы, виды, неисправности Автомобильный катализатор – прямой ответ инженеров на всё более и более строгие требования...
Что такое клапан адсорбера, признаки неисправности клапана абсорбера
Что такое адсорбер в автомобиле, сколько служит, признаки неисправности, как заменить Вопрос экологии давно стоит ребром перед крупнейшими производителями автомобилей...
Что такое райдшеринг, карпулинг, каршеринг
Слова, не каждому знакомые что такое райдшеринг, каршеринг и карпулинг С развитием информационных технологий появляются и новые слова в повседневном...
Adblock detector