Что такое HTHS моторных масел

Нужно ли менять масла для ГПУ при падении щелочного числа более чем на 50%

В сегменте стационарных газовых двигателей существует множество «заблуждений» и «практических правил» о смазочных материалах. Зачастую эти «правила» очень важны, они определяют основные этапы при разработке масла для газовых двигателей, но также способствуют неправильной интерпретации рабочих характеристик газовых масел. Вот несколько примеров таких заблуждений:

  • необходимость замены масла при снижении TBN на 50%
  • II группа базового масла лучше, чем I группа
  • чем больше зольность, тем больше отложений

Оспаривание данных заблуждений очень важно для создания более совершенных и инновационных масел для ГПУ (газопоршневых установок). Мы подготовили для вас несколько статей об этих заблуждениях. В первой статье мы расскажем Вам о «правиле замены масла при снижении TBN более чем на 50%».

Пожалуйста, не стесняйтесь делиться, комментировать или связываться с нами для обратной связи.

Оспаривание заблуждений в области использовании масел для стационарных газовых двигателей.
Тема 1. Нужно ли менять масло при снижении TBN на 50%?

Правило необходимости замены масла при падении щелочного числа на 50% от свежего значения, вероятно, является самым бесспорным практическим правилом в отрасли. Честно говоря, для большинства традиционных или «устаревших» масел для ГПУ это идеально работает. Но лучшее понимание данного правила крайне необходимо для того, чтобы сделать следующий шаг к улучшению качества масла.

Что такое щелочное число (TBN) и как оно используется?

TBN показывает концентрацию щелочных соединений в масле. Щелочное число используется при описании моющей способности масла; другими словами, TBN указывает на способность к нейтрализации кислотных соединений, которые образуются при сгорании топлива и в процессе работы самого масла.

Наиболее распространённым среди способов измерения является метод испытаний ASTM D2896. Он обеспечивает более точный показатель TBN, и результаты сопоставимы с щелочным числом свежих масел. При интерпретации физико-химических показателей масел для ГПУ существует правило: когда TBN отработанного масла достигает значения, которое составляет 50% от значения свежего продукта, масло подлежит замене. Например, когда TBN свежего масла составляет 6 мг КОН/г, отработанное масло следует доливать или менять, когда его значение TBN достигает 3 мг КОН/г. При падении значения TBN до 50% в масле остаётся недостаточное количество щелочи для нейтрализации кислых соединений, что приводит к чрезмерному загущению масла, повышенному окислению и его более быстрой деградации.

Многие производители оригинального оборудования (OEM) используют правило 50% снижения TBN и необходимости замены масла. Эти ограничения на использование отработанного масла очень важны в сегменте стационарных газовых двигателей, поскольку на них закреплены гарантии и контракты на обслуживание. В результате они определяют интервал замены масла и, следовательно, восприятие качества.

Почему мы должны переосмыслить данное правило?

Для того, чтобы понять почему необходимо переосмыслить правило 50% снижения TBN, важно детально разобраться с методом ASTM D2896. Это тест на титрование масла сильной кислотой, причём для нейтрализации в процессе титрования используют концентрированную хлорную кислоту. Количество кислоты, необходимое для титрования и определяет значение TBN. Хлорная кислота – очень сильная кислота, которая нейтрализует как слабые, так и сильные щелочные соединения.

С традиционными маслами для ГПУ данный метод титрования отлично работает, потому что щелочное число соответствует количеству моющих присадок на высокощелочной основе, которые являются хорошим индикатором для нейтрализации кислоты.

Современные масла для ГПУ разработаны на более сложных химических присадках по сравнению с традиционными продуктами. Помимо моющих присадок на высокощелочной основе, данные масла содержат присадки, которые вносят свой вклад в щелочное число, но имеют достаточно слабовыраженные щелочные свойства. Примерами данных слабощелочных присадок являются некоторые типы антиоксидантов и дезактиваторов металлов. Более подробная информация представлена в таблице 1.

Читайте также:  Светодиоды в панель приборов автомобиля
Компоненты Зольность Вклад в TBN
Моющие присадки (нейтрализуют кислоты) Да Да
Дисперсанты (диспергирование сажи) Да / Нет Да
Нейтральное моющие присадки (поддерживают поверхность в чистоте) Да Да
Антиоксиданты Нет Да / Нет
Деактиваторы металлов Нет Да

Таблица 1. Основные типы присадок, влияющие на TBN

При ближайшем рассмотрении данной таблицы значение TBN больше не является полной мерой, отражающей нейтрализующие способности масла; в современных продуктах — это комбинация всех присадок, которые вносят вклад в щелочное число.

Как насчет увеличенного интервала замены?

При изучении данной темы возникает ещё одна проблема, которая заключается в том, что присадки, имеющие слабовыраженные щелочные свойства, могут быть использованы при работе масла. Например, антиоксидант реагирует с кислородом и расходуется; в результате TBN уменьшается. Чтобы предотвратить падение TBN, некоторые недобросовестные компании, разрабатывающие смазочные материалы, удаляют эти антиоксиданты из состава масла. И здесь включается чистая математика и желание дать клиенту увеличенные межсервисные интервалы, что как бы подтверждается «лабораторными аналитическими испытаниями», которые показывают, что щелочное число медленно падает и масло всё еще может работать. Но долгосрочным эффектом являются загрязнённые двигатели, увеличение количества отложений и, как следствие, увеличение времени простоя и увеличение затрат на техническое обслуживание. На рисунке 1 наглядно показана данная проблема.

Рисунок 1 – Зависимость снижения щелочного числа в зависимости от пакета присадок в масле для ГПУ

Давайте ещё раз поговорим о том, как определяется качество масла

Максимальный лимит падения TBN — 50% и восприятие того, что качество традиционных масел для ГПУ в основном определяется лабораторными отчетами регулярного мониторинга, а не долговременными эффектами, такими как чистота двигателя и увеличение ресурса его службы, определяют условия для эволюции масел. Это является следствием того, что транслируются устаревшие предельные значения и то, как определяется качество отработанного масла. Отсюда и не выдерживаются большие интервалы замены современных масел для ГПУ, так как они могут работать и защищать двигатель даже после падения щелочного числа ниже, чем лимит в 50%. Такое ложное восприятие препятствует их развитию и внедрению на рынке, и конечные потребители не получают выгоды от производительности разрабатываемых современных масел для ГПУ.

Прощание с заблуждением

Пришло время развеять практическое правило замены масла при снижении щелочного числа на 50% от свежего значения. Производительность и качество моторного масла для ГПУ должны быть ведущими факторами; интервал замены должен устанавливаться на основании новых предельных значений; это, вероятно, будет означать в будущем новые конкретные лимиты для некоторых современных масел вместо общих ограничений для устаревших и новых продуктов.

Пожалуйста, не стесняйтесь делиться, комментировать или связываться с нами для обратной связи.

Все про HTHS моторных масел

HTHS — параметр вязкости при высокоскоростном сдвиге на температуре 150 градусов Целься и скорости смещения 10^6 c-1.

Ужесточение норм в вопросах токсичности отработанных газов стало причиной снижения показателя HTHS. Особое внимание уделяется автомобилям из Японии и Кореи. Производители из этих стран рекомендуют использовать масла с вязкостями 0W20 и 5W20. Такие действия позволяют снизить вредность выхлопов и уменьшить расход горючего.

Ниже обсудим, что такое HTHS, чем чревато снижение текучести, и как правильно выбирать масло с учетом этой рекомендации.

Общие положения

Термин HTHS имеет несколько значений. В общем виде это характеристика, определяющая параметр текучести с учетом имеющихся в составе элементов-загустителей.

Современные масла имеют слишком высокую густоту, поэтому производители стараются привести всесезонные масла к стандартам «минеральных».

Уменьшение вязкости ведет к снижению сопротивления элементов мотора. По заявлению экспертов, это способствует росту мощности двигателя и увеличению срока службы некоторых узлов.

Для производителя это также плюс, ведь при уменьшении вязкости улучшаются показатели выхлопа.

Интересно, что такого подхода придерживаются лишь азиатские производители и компания Форд. В тоже время как другие бренды (БМВ, Фольксваген, Рено и другие) придерживаются иной политики и устанавливают параметр HTHS больше 3.5.

На что влияет размер HTHS

Не меньший интерес вызывает физическое обоснование параметра. Повышение HTHS приводит к увеличению толщины смазочной пленки. В результате мотор лучше защищен от износа.

Но современная автопромышленность гарантирует снижение зазоров к минимуму, поэтому в большой толщине смазки нет нужды.

Задача современного масла состоит не в смазывании, а подаче присадки в необходимое место. Именно она защищает элементы мотора от трения. В качестве основных присадок применяются 3-ядерный молибден или моноолеат глицерина.

Применение масла с низким HTHS на неподготовленных к этому моторам ведет к снижению их ресурса.

Двигатели, спроектированные для применения подобной смазки, имеют ряд отличий:

  • минимальное расстояние между элементами;
  • повышенная точность сборки и подгонки узлов;
  • использование подшипников широко-поверхностного типа;
  • обработка элементов ДВС микропрофилем для фиксации на деталях двигателя смазки небольшой вязкости.

Если мотор не имеет указанных выше характеристик, применение масел с низкой вязкостью (типа HTHS) исключено.

Назначение

Европейские компании изучают опыт восточных коллег и, возможно, в будущем перейдут к маслам HTHS, где высокотемпературная вязкость уменьшена по сравнению с высокой скоростью сдвига.

Применение такой смазки имеет ряд плюсов:

  • экономия горючего;
  • снижение сопротивления деталей;
  • повышение мощности мотора;
  • увеличение ресурса элементов ДВС;
  • снижение негативного влияния на экологию и т. д.

Опыт эксплуатации показал, что использование таких масел снижает объем выбросов СО2 в атмосферу. Применение смазки с более высокой вязкостью способствует повышению этого параметра.

Каким должен быть показатель HTHS

Снижение параметра HTHS заставляет задуматься о безопасности мотора. Автовладельцы спрашивают, какой показатель будет безопасным для силового узла.

В 1997 году японскими специалистами компании Тойота проведено исследование. В качестве подопытного «кролика» выступил мотор 1.6 DOHC. Главной целью ставилось выяснение параметров HTHS, негативно влияющих на износ мотора.

Стоит учесть, что эксперимент проводился более 20 лет назад. За этот период качество смазочных материалов улучшилось, появились новые и более эффективные присадки.

Во время теста в мотор заливались масла на базе органического молибдена с различной характеристикой HTHS. Через некоторое время двигатели разбирались для изучения состояния и уровня износа.

Во время теста заливались масла серии 5W20, 5W30, 5W40 и ряд других. По факту исследований получены следующие результаты:

  1. При показателе HTHS равном 2,6 появляются первые признаки износа.
  2. С уменьшением HTHS ниже 2,6 износ повышается.
  3. При повышении этого параметра выше 2,6 уровень детали сохраняют свое состояние.

Ученые установили еще ряд важных моментов:

  1. При 90 градусах Цельсия и HTHS равном 2,6 кулачки изнашиваются меньше, чем при более высоком параметре. Ситуация меняется с ростом температуры до 130 градусов Цельсия. В этом случае кулачки изнашиваются быстрей при 2,6 HTHS и меньше.
  2. Состояние шатунных подшипников почти не меняется, но в целом состояние изделий лучше при более высоком параметре.
  3. Применение органического молибдена реально уменьшает трение и защищает двигатель от износа. Чем меньше вязкость и HTHS, тем выше потребность в такой присадке.

Таким образом, пограничным параметром выступает цифра 2,6. Но с момента исследования прошло 22 года. За этот период состав моторных масел улучшился. Повысилось и качество самих двигателей.

Производители внимательно подходят к разработке силовых узлов и подстраивает их элементы под более жидкую смазку. Такой подход снижает негативное влияние малого HTHS.

Недостатки низкого HTHS

Несмотря на ряд преимуществ в виде экономии горючего, снижения вреда выхлопа и высокого КПД, существуют и минусы низкого HTHS. Эксперты выделяют следующие недостатки.

Риск применения на высоких скоростях

В инструкциях по эксплуатации масел с низким HTHS часто делается ссылка на скоростной режим. В этом случае двигатель работает на износ своих возможностей.

Иными словами, если мотор эксплуатируется при высоких температурах и оборотах, масло с низким уровнем густоты лучше не использовать. Причина — недостаточная толщина защитной пленки, которая слабо защищает металл двигателя.

Сегодня такой недостаток частично нивелирован. Появились новые смазки типа 5W20, 0W20 со специальными присадками (титановыми оксидами, 3-ядерным молибденом и т. д.). В состав включаются и дополнительные добавки, защищающие от износа.

Повысилось и качество основы масла. Надписи о запрете эксплуатации смазки с низким HTHS постепенно исчезают с инструкций. Более того, все больше производителей рекомендуют применять 0W20. Эксперты уверяют, что нужно следовать указанным советам, ведь производитель лучше знает, какое масло более безопасно для двигателя.

Разбавление моторной смазки горючим

В процессе эксплуатации возможны случаи, когда автовладелец не сумел завести машину в мороз. Не воспламененный бензин попадает в масло и снижает его густоту.

Если водитель использует изделие с низким HTHS, при попадании в него горючего вязкость снижается еще ниже. Со временем бензин испаряется, но даже небольшого времени достаточно для ухудшения состояния мотора.

Производители постоянно работают над качеством моторных масел и стараются снизить негативные последствия от низкого HTHS.

Вопросы и ответы

В завершении статьи рассмотрим ряд вопросов и ответов, касающихся HTHS. Вот основные:

  1. Почему многие производители бюджетных и минеральных смазок не пишут на коробке HTHS? Параметр вязкости указывается на изделиях, которые могут выйти из допустимого параметра густоты. Заводы-изготовители обязаны указывать эти данные, но они часто игнорируют это требование из-за значительного превышения граничного значения.
  2. Почему HTHS не анализируется при проверке отработавшего масла? При длительной работе мотора качество загустителя ухудшается, а HTHS уменьшается. В случае разрушения загустителя необходимо держать под контролем вязкость. При этом параметр HTHS не интересен лаборантам.
  3. Почему в маслах небольшой вязкости показатель HTHS максимально близок к нижней границе? В таких изделиях почти нет загустителя, поэтому производители подбирают параметр HTHS для достижения необходимых характеристик.

Итоги

При выборе масла для двигателя нужно учитывать рекомендации производителя, указанные в мануале. Кроме спецификации производитель часто указывает определенные марки, а также прописывает рекомендуемые заводы-изготовители.

Но это не значит, что автовладельцу нельзя использовать масла других брендов. Если изделие соответствует требованиям и эксплуатационным свойствам, его можно заливать в двигатель вне зависимости от уровня HTHS.

Tbn в масле что это

Плотность и удельный вес

Плотность вещества — это соотношение его массы к объему (кг/м 3 ), а удельный вес — соотношение массы определенного объема вещества к массе соответствующего объема воды при 20°С. Плотность и удельный вес зависят от температуры.

Вязкость

Вязкость — это одна из важнейших характеристик масел, которая характеризует внутреннее трение, определяет текучесть и способность обеспечить гидродинамический (жидкостной) режим смазывания. Вязкость зависит от температуры, в диапазоне рабочих температур (обычно от минус 30°С до 150°С) вязкость минеральных масел изменяется в тысячи раз. Различают кинематическую и динамическую (абсолютную) вязкость. Первая, характерная для простых масел при положительных температурах, определяется в капиллярных вискозиметрах, а вторая — для загущенных (всесезонных) масел и масел при отрицательных температурах, определяется в ротационных вискозиметрах, ее величина зависит не только от температуры, но и от градиента скорости сдвига. Кинематическую вязкость в технической системе единиц измеряют в Стоксах (Ст) или сантистоксах (сСт), а в системе СИ в м 2 /с или в мм 2 /с. Динамическую вязкость представляет собой произведение кинематической вязкости на плотность жидкости, в технической системе ее измеряют в сантипуазах (сП), а в системе СИ — в миллиПаскаль-секундах (мПас), где 1 сП= 1 мПа-с.

Индекс вязкости

Индекс вязкости (сокращенно VI, от английского Viscosity Index) безрамерный показатель характеризует зависимость вязкости масла от изменения температуры. Чем больше индекс вязкости, тем меньше вязкость масла изменяется при колебании температуры. Он зависит от углеводородного состава масла, наличия вязкостных (загущающих) присадок, глубины очистки масляных фракций. Для минеральных масел без вязкостных присадок индекс вязкости составляет 85-100, масла с вязкостными присадками и синтетические масла-компоненты могут иметь индекс вязкости 120-150. У маловязких глубокоочищенных масел индекс вязкости может достигать 200.

Температура вспышки

При повышении температуры из масла выделяются пары, которые при поднесении открытого огня вспыхивают. Эта температура называется температурой вспышки, которую можно измерять либо в открытом (Cleveland), либо закрытом тигле (Pensky-Martens). Показатель характеризует наличие в масле легкокипящих фракций, он связан с испаряемостью масла в процессе эксплуатации.

Температура застывания

Температура застывания — это самая низкая температура, при которой масло еще полностью не потеряло текучесть при наклонении пробирки, в которой его охладили. Температура застывания характеризует момент резкого увеличения вязкости при снижении температуры, или кристаллизации парафина вместе с повышением вязкости в такой степени, что масло становится твердым.

Щелочное число (TBN). Кислотное число (TAN).

В процессе эксплуатации в смазочных маслах накапливаются кислые и/или щелочные продукты, которые образуются в результате окисления, разрушения молекул базового масла и присадок, загрязнения масел, в том числе, накопления в них продуктов неполного сгорания топлива, сажи. Общее щелочное число (TBN) и общее кислотное число (TAN) анализируются в лабораторных условиях. TBN выражается через количество гидроокиси калия в миллиграммах, эквивалентное количеству всех щелочных компонентов, содержащихся в 1 г. масла (мг КОН/г). TAN выражается через количество гидроокиси калия в мг, необходимое для нейтрализации кислых продуктов, содержащихся в 1 г. масла (мг КОН/г).

Ссылка на основную публикацию
Что можно резать болгаркой, а чего нельзя
Можно ли болгаркой пилить дерево Обзор дисков для инструмента Если вы пытаетесь понять можно ли болгаркой пилить дерево, то ответ...
Что делать, если фары автомобиля светят тускло
Почему одна фара горит тускло Сегодняшние правила безопасного движения требуют, чтобы водители включали в своих автомобилях ближний свет фар, даже...
Что делать, если эвакуировали машину пошаговая инструкция для водителя
Эвакуация при нарушении правил парковки Внимание! С 19 июня 2015 года действуют новые правила эвакуации автомобилей Эвакуация уже не является...
Что можно сделать из старого принтера — 4 идеи
Режущий и печатающий плоттер из принтера или dvd-привода своими руками Графопостроители представляют собой устройства, которые в автоматическом режиме с заданной...

Что такое HTHS моторных масел

Нужно ли менять масла для ГПУ при падении щелочного числа более чем на 50%

В сегменте стационарных газовых двигателей существует множество «заблуждений» и «практических правил» о смазочных материалах. Зачастую эти «правила» очень важны, они определяют основные этапы при разработке масла для газовых двигателей, но также способствуют неправильной интерпретации рабочих характеристик газовых масел. Вот несколько примеров таких заблуждений:

  • необходимость замены масла при снижении TBN на 50%
  • II группа базового масла лучше, чем I группа
  • чем больше зольность, тем больше отложений

Оспаривание данных заблуждений очень важно для создания более совершенных и инновационных масел для ГПУ (газопоршневых установок). Мы подготовили для вас несколько статей об этих заблуждениях. В первой статье мы расскажем Вам о «правиле замены масла при снижении TBN более чем на 50%».

Пожалуйста, не стесняйтесь делиться, комментировать или связываться с нами для обратной связи.

Оспаривание заблуждений в области использовании масел для стационарных газовых двигателей.
Тема 1. Нужно ли менять масло при снижении TBN на 50%?

Правило необходимости замены масла при падении щелочного числа на 50% от свежего значения, вероятно, является самым бесспорным практическим правилом в отрасли. Честно говоря, для большинства традиционных или «устаревших» масел для ГПУ это идеально работает. Но лучшее понимание данного правила крайне необходимо для того, чтобы сделать следующий шаг к улучшению качества масла.

Что такое щелочное число (TBN) и как оно используется?

TBN показывает концентрацию щелочных соединений в масле. Щелочное число используется при описании моющей способности масла; другими словами, TBN указывает на способность к нейтрализации кислотных соединений, которые образуются при сгорании топлива и в процессе работы самого масла.

Наиболее распространённым среди способов измерения является метод испытаний ASTM D2896. Он обеспечивает более точный показатель TBN, и результаты сопоставимы с щелочным числом свежих масел. При интерпретации физико-химических показателей масел для ГПУ существует правило: когда TBN отработанного масла достигает значения, которое составляет 50% от значения свежего продукта, масло подлежит замене. Например, когда TBN свежего масла составляет 6 мг КОН/г, отработанное масло следует доливать или менять, когда его значение TBN достигает 3 мг КОН/г. При падении значения TBN до 50% в масле остаётся недостаточное количество щелочи для нейтрализации кислых соединений, что приводит к чрезмерному загущению масла, повышенному окислению и его более быстрой деградации.

Многие производители оригинального оборудования (OEM) используют правило 50% снижения TBN и необходимости замены масла. Эти ограничения на использование отработанного масла очень важны в сегменте стационарных газовых двигателей, поскольку на них закреплены гарантии и контракты на обслуживание. В результате они определяют интервал замены масла и, следовательно, восприятие качества.

Почему мы должны переосмыслить данное правило?

Для того, чтобы понять почему необходимо переосмыслить правило 50% снижения TBN, важно детально разобраться с методом ASTM D2896. Это тест на титрование масла сильной кислотой, причём для нейтрализации в процессе титрования используют концентрированную хлорную кислоту. Количество кислоты, необходимое для титрования и определяет значение TBN. Хлорная кислота – очень сильная кислота, которая нейтрализует как слабые, так и сильные щелочные соединения.

С традиционными маслами для ГПУ данный метод титрования отлично работает, потому что щелочное число соответствует количеству моющих присадок на высокощелочной основе, которые являются хорошим индикатором для нейтрализации кислоты.

Современные масла для ГПУ разработаны на более сложных химических присадках по сравнению с традиционными продуктами. Помимо моющих присадок на высокощелочной основе, данные масла содержат присадки, которые вносят свой вклад в щелочное число, но имеют достаточно слабовыраженные щелочные свойства. Примерами данных слабощелочных присадок являются некоторые типы антиоксидантов и дезактиваторов металлов. Более подробная информация представлена в таблице 1.

Читайте также:  Светодиоды в панель приборов автомобиля
Компоненты Зольность Вклад в TBN
Моющие присадки (нейтрализуют кислоты) Да Да
Дисперсанты (диспергирование сажи) Да / Нет Да
Нейтральное моющие присадки (поддерживают поверхность в чистоте) Да Да
Антиоксиданты Нет Да / Нет
Деактиваторы металлов Нет Да

Таблица 1. Основные типы присадок, влияющие на TBN

При ближайшем рассмотрении данной таблицы значение TBN больше не является полной мерой, отражающей нейтрализующие способности масла; в современных продуктах — это комбинация всех присадок, которые вносят вклад в щелочное число.

Как насчет увеличенного интервала замены?

При изучении данной темы возникает ещё одна проблема, которая заключается в том, что присадки, имеющие слабовыраженные щелочные свойства, могут быть использованы при работе масла. Например, антиоксидант реагирует с кислородом и расходуется; в результате TBN уменьшается. Чтобы предотвратить падение TBN, некоторые недобросовестные компании, разрабатывающие смазочные материалы, удаляют эти антиоксиданты из состава масла. И здесь включается чистая математика и желание дать клиенту увеличенные межсервисные интервалы, что как бы подтверждается «лабораторными аналитическими испытаниями», которые показывают, что щелочное число медленно падает и масло всё еще может работать. Но долгосрочным эффектом являются загрязнённые двигатели, увеличение количества отложений и, как следствие, увеличение времени простоя и увеличение затрат на техническое обслуживание. На рисунке 1 наглядно показана данная проблема.

Рисунок 1 – Зависимость снижения щелочного числа в зависимости от пакета присадок в масле для ГПУ

Давайте ещё раз поговорим о том, как определяется качество масла

Максимальный лимит падения TBN — 50% и восприятие того, что качество традиционных масел для ГПУ в основном определяется лабораторными отчетами регулярного мониторинга, а не долговременными эффектами, такими как чистота двигателя и увеличение ресурса его службы, определяют условия для эволюции масел. Это является следствием того, что транслируются устаревшие предельные значения и то, как определяется качество отработанного масла. Отсюда и не выдерживаются большие интервалы замены современных масел для ГПУ, так как они могут работать и защищать двигатель даже после падения щелочного числа ниже, чем лимит в 50%. Такое ложное восприятие препятствует их развитию и внедрению на рынке, и конечные потребители не получают выгоды от производительности разрабатываемых современных масел для ГПУ.

Прощание с заблуждением

Пришло время развеять практическое правило замены масла при снижении щелочного числа на 50% от свежего значения. Производительность и качество моторного масла для ГПУ должны быть ведущими факторами; интервал замены должен устанавливаться на основании новых предельных значений; это, вероятно, будет означать в будущем новые конкретные лимиты для некоторых современных масел вместо общих ограничений для устаревших и новых продуктов.

Пожалуйста, не стесняйтесь делиться, комментировать или связываться с нами для обратной связи.

Все про HTHS моторных масел

HTHS — параметр вязкости при высокоскоростном сдвиге на температуре 150 градусов Целься и скорости смещения 10^6 c-1.

Ужесточение норм в вопросах токсичности отработанных газов стало причиной снижения показателя HTHS. Особое внимание уделяется автомобилям из Японии и Кореи. Производители из этих стран рекомендуют использовать масла с вязкостями 0W20 и 5W20. Такие действия позволяют снизить вредность выхлопов и уменьшить расход горючего.

Ниже обсудим, что такое HTHS, чем чревато снижение текучести, и как правильно выбирать масло с учетом этой рекомендации.

Общие положения

Термин HTHS имеет несколько значений. В общем виде это характеристика, определяющая параметр текучести с учетом имеющихся в составе элементов-загустителей.

Современные масла имеют слишком высокую густоту, поэтому производители стараются привести всесезонные масла к стандартам «минеральных».

Уменьшение вязкости ведет к снижению сопротивления элементов мотора. По заявлению экспертов, это способствует росту мощности двигателя и увеличению срока службы некоторых узлов.

Для производителя это также плюс, ведь при уменьшении вязкости улучшаются показатели выхлопа.

Интересно, что такого подхода придерживаются лишь азиатские производители и компания Форд. В тоже время как другие бренды (БМВ, Фольксваген, Рено и другие) придерживаются иной политики и устанавливают параметр HTHS больше 3.5.

На что влияет размер HTHS

Не меньший интерес вызывает физическое обоснование параметра. Повышение HTHS приводит к увеличению толщины смазочной пленки. В результате мотор лучше защищен от износа.

Но современная автопромышленность гарантирует снижение зазоров к минимуму, поэтому в большой толщине смазки нет нужды.

Задача современного масла состоит не в смазывании, а подаче присадки в необходимое место. Именно она защищает элементы мотора от трения. В качестве основных присадок применяются 3-ядерный молибден или моноолеат глицерина.

Применение масла с низким HTHS на неподготовленных к этому моторам ведет к снижению их ресурса.

Двигатели, спроектированные для применения подобной смазки, имеют ряд отличий:

  • минимальное расстояние между элементами;
  • повышенная точность сборки и подгонки узлов;
  • использование подшипников широко-поверхностного типа;
  • обработка элементов ДВС микропрофилем для фиксации на деталях двигателя смазки небольшой вязкости.

Если мотор не имеет указанных выше характеристик, применение масел с низкой вязкостью (типа HTHS) исключено.

Назначение

Европейские компании изучают опыт восточных коллег и, возможно, в будущем перейдут к маслам HTHS, где высокотемпературная вязкость уменьшена по сравнению с высокой скоростью сдвига.

Применение такой смазки имеет ряд плюсов:

  • экономия горючего;
  • снижение сопротивления деталей;
  • повышение мощности мотора;
  • увеличение ресурса элементов ДВС;
  • снижение негативного влияния на экологию и т. д.

Опыт эксплуатации показал, что использование таких масел снижает объем выбросов СО2 в атмосферу. Применение смазки с более высокой вязкостью способствует повышению этого параметра.

Каким должен быть показатель HTHS

Снижение параметра HTHS заставляет задуматься о безопасности мотора. Автовладельцы спрашивают, какой показатель будет безопасным для силового узла.

В 1997 году японскими специалистами компании Тойота проведено исследование. В качестве подопытного «кролика» выступил мотор 1.6 DOHC. Главной целью ставилось выяснение параметров HTHS, негативно влияющих на износ мотора.

Стоит учесть, что эксперимент проводился более 20 лет назад. За этот период качество смазочных материалов улучшилось, появились новые и более эффективные присадки.

Во время теста в мотор заливались масла на базе органического молибдена с различной характеристикой HTHS. Через некоторое время двигатели разбирались для изучения состояния и уровня износа.

Во время теста заливались масла серии 5W20, 5W30, 5W40 и ряд других. По факту исследований получены следующие результаты:

  1. При показателе HTHS равном 2,6 появляются первые признаки износа.
  2. С уменьшением HTHS ниже 2,6 износ повышается.
  3. При повышении этого параметра выше 2,6 уровень детали сохраняют свое состояние.

Ученые установили еще ряд важных моментов:

  1. При 90 градусах Цельсия и HTHS равном 2,6 кулачки изнашиваются меньше, чем при более высоком параметре. Ситуация меняется с ростом температуры до 130 градусов Цельсия. В этом случае кулачки изнашиваются быстрей при 2,6 HTHS и меньше.
  2. Состояние шатунных подшипников почти не меняется, но в целом состояние изделий лучше при более высоком параметре.
  3. Применение органического молибдена реально уменьшает трение и защищает двигатель от износа. Чем меньше вязкость и HTHS, тем выше потребность в такой присадке.

Таким образом, пограничным параметром выступает цифра 2,6. Но с момента исследования прошло 22 года. За этот период состав моторных масел улучшился. Повысилось и качество самих двигателей.

Производители внимательно подходят к разработке силовых узлов и подстраивает их элементы под более жидкую смазку. Такой подход снижает негативное влияние малого HTHS.

Недостатки низкого HTHS

Несмотря на ряд преимуществ в виде экономии горючего, снижения вреда выхлопа и высокого КПД, существуют и минусы низкого HTHS. Эксперты выделяют следующие недостатки.

Риск применения на высоких скоростях

В инструкциях по эксплуатации масел с низким HTHS часто делается ссылка на скоростной режим. В этом случае двигатель работает на износ своих возможностей.

Иными словами, если мотор эксплуатируется при высоких температурах и оборотах, масло с низким уровнем густоты лучше не использовать. Причина — недостаточная толщина защитной пленки, которая слабо защищает металл двигателя.

Сегодня такой недостаток частично нивелирован. Появились новые смазки типа 5W20, 0W20 со специальными присадками (титановыми оксидами, 3-ядерным молибденом и т. д.). В состав включаются и дополнительные добавки, защищающие от износа.

Повысилось и качество основы масла. Надписи о запрете эксплуатации смазки с низким HTHS постепенно исчезают с инструкций. Более того, все больше производителей рекомендуют применять 0W20. Эксперты уверяют, что нужно следовать указанным советам, ведь производитель лучше знает, какое масло более безопасно для двигателя.

Разбавление моторной смазки горючим

В процессе эксплуатации возможны случаи, когда автовладелец не сумел завести машину в мороз. Не воспламененный бензин попадает в масло и снижает его густоту.

Если водитель использует изделие с низким HTHS, при попадании в него горючего вязкость снижается еще ниже. Со временем бензин испаряется, но даже небольшого времени достаточно для ухудшения состояния мотора.

Производители постоянно работают над качеством моторных масел и стараются снизить негативные последствия от низкого HTHS.

Вопросы и ответы

В завершении статьи рассмотрим ряд вопросов и ответов, касающихся HTHS. Вот основные:

  1. Почему многие производители бюджетных и минеральных смазок не пишут на коробке HTHS? Параметр вязкости указывается на изделиях, которые могут выйти из допустимого параметра густоты. Заводы-изготовители обязаны указывать эти данные, но они часто игнорируют это требование из-за значительного превышения граничного значения.
  2. Почему HTHS не анализируется при проверке отработавшего масла? При длительной работе мотора качество загустителя ухудшается, а HTHS уменьшается. В случае разрушения загустителя необходимо держать под контролем вязкость. При этом параметр HTHS не интересен лаборантам.
  3. Почему в маслах небольшой вязкости показатель HTHS максимально близок к нижней границе? В таких изделиях почти нет загустителя, поэтому производители подбирают параметр HTHS для достижения необходимых характеристик.

Итоги

При выборе масла для двигателя нужно учитывать рекомендации производителя, указанные в мануале. Кроме спецификации производитель часто указывает определенные марки, а также прописывает рекомендуемые заводы-изготовители.

Но это не значит, что автовладельцу нельзя использовать масла других брендов. Если изделие соответствует требованиям и эксплуатационным свойствам, его можно заливать в двигатель вне зависимости от уровня HTHS.

Tbn в масле что это

Плотность и удельный вес

Плотность вещества — это соотношение его массы к объему (кг/м 3 ), а удельный вес — соотношение массы определенного объема вещества к массе соответствующего объема воды при 20°С. Плотность и удельный вес зависят от температуры.

Вязкость

Вязкость — это одна из важнейших характеристик масел, которая характеризует внутреннее трение, определяет текучесть и способность обеспечить гидродинамический (жидкостной) режим смазывания. Вязкость зависит от температуры, в диапазоне рабочих температур (обычно от минус 30°С до 150°С) вязкость минеральных масел изменяется в тысячи раз. Различают кинематическую и динамическую (абсолютную) вязкость. Первая, характерная для простых масел при положительных температурах, определяется в капиллярных вискозиметрах, а вторая — для загущенных (всесезонных) масел и масел при отрицательных температурах, определяется в ротационных вискозиметрах, ее величина зависит не только от температуры, но и от градиента скорости сдвига. Кинематическую вязкость в технической системе единиц измеряют в Стоксах (Ст) или сантистоксах (сСт), а в системе СИ в м 2 /с или в мм 2 /с. Динамическую вязкость представляет собой произведение кинематической вязкости на плотность жидкости, в технической системе ее измеряют в сантипуазах (сП), а в системе СИ — в миллиПаскаль-секундах (мПас), где 1 сП= 1 мПа-с.

Индекс вязкости

Индекс вязкости (сокращенно VI, от английского Viscosity Index) безрамерный показатель характеризует зависимость вязкости масла от изменения температуры. Чем больше индекс вязкости, тем меньше вязкость масла изменяется при колебании температуры. Он зависит от углеводородного состава масла, наличия вязкостных (загущающих) присадок, глубины очистки масляных фракций. Для минеральных масел без вязкостных присадок индекс вязкости составляет 85-100, масла с вязкостными присадками и синтетические масла-компоненты могут иметь индекс вязкости 120-150. У маловязких глубокоочищенных масел индекс вязкости может достигать 200.

Температура вспышки

При повышении температуры из масла выделяются пары, которые при поднесении открытого огня вспыхивают. Эта температура называется температурой вспышки, которую можно измерять либо в открытом (Cleveland), либо закрытом тигле (Pensky-Martens). Показатель характеризует наличие в масле легкокипящих фракций, он связан с испаряемостью масла в процессе эксплуатации.

Температура застывания

Температура застывания — это самая низкая температура, при которой масло еще полностью не потеряло текучесть при наклонении пробирки, в которой его охладили. Температура застывания характеризует момент резкого увеличения вязкости при снижении температуры, или кристаллизации парафина вместе с повышением вязкости в такой степени, что масло становится твердым.

Щелочное число (TBN). Кислотное число (TAN).

В процессе эксплуатации в смазочных маслах накапливаются кислые и/или щелочные продукты, которые образуются в результате окисления, разрушения молекул базового масла и присадок, загрязнения масел, в том числе, накопления в них продуктов неполного сгорания топлива, сажи. Общее щелочное число (TBN) и общее кислотное число (TAN) анализируются в лабораторных условиях. TBN выражается через количество гидроокиси калия в миллиграммах, эквивалентное количеству всех щелочных компонентов, содержащихся в 1 г. масла (мг КОН/г). TAN выражается через количество гидроокиси калия в мг, необходимое для нейтрализации кислых продуктов, содержащихся в 1 г. масла (мг КОН/г).

Ссылка на основную публикацию
Что можно резать болгаркой, а чего нельзя
Можно ли болгаркой пилить дерево Обзор дисков для инструмента Если вы пытаетесь понять можно ли болгаркой пилить дерево, то ответ...
Что делать, если фары автомобиля светят тускло
Почему одна фара горит тускло Сегодняшние правила безопасного движения требуют, чтобы водители включали в своих автомобилях ближний свет фар, даже...
Что делать, если эвакуировали машину пошаговая инструкция для водителя
Эвакуация при нарушении правил парковки Внимание! С 19 июня 2015 года действуют новые правила эвакуации автомобилей Эвакуация уже не является...
Что можно сделать из старого принтера — 4 идеи
Режущий и печатающий плоттер из принтера или dvd-привода своими руками Графопостроители представляют собой устройства, которые в автоматическом режиме с заданной...
Adblock detector