Что такое ДТП Определение в ПДД на 2020 год, классификация

Что такое ДТП, определение в ПДД виды и классификация

  1. Как ПДД трактует дорожное происшествие?
  2. Признаки ДТП
  3. Участники ДТП
  4. Какие выделяют виды ДТП?
  5. По характеру происшествия Правила выделяют такие виды аварий:
  6. По характеру вреда:
  7. По количеству участников
  8. По степени тяжести телесных повреждений:
  9. Что не является ДТП?
  10. Причины ДТП
  11. Видимость и условия, сопутствующее ДТП

Происшествия на дороге можно рассматривать с различных точек зрения, например, в качестве правонарушения или с технической стороны.

Рассмотрим дорожно-транспортное происшествие согласно ПДД Российской Федерации: что такое ДТП, какие виды ДТП существуют, их основные характеристики и причины.

Как ПДД трактует дорожное происшествие?

Согласно Правилам ДТП – это событие, произошедшее при движении автомобиля по дороге, с участием самого транспортного средства, вследствие которого наступила гибель людей, причинен вред здоровью, имуществу, сооружениям или другим материальным вещам. Данное понятие зафиксировано в п. 1.2 ПДД, ФЗ «О безопасности дорожного движения» и других законодательных нормах.

Признаки ДТП

Чтобы происшествие действительно было признано аварией, оно должно отвечать некоторым условиям:

  • Признак события: вследствие действия или бездействия физического лица возникло явление, которое в дальнейшем продолжилось без его участия. Выезд на встречную полосу (действие) или не включение сигнала поворота (бездействие) случаются по воле автомобилистов, а причинение вреда наступает уже ввиду действия физических законов.
  • Признак движения транспортного средства: для признания факта ДТП хотя бы один из участвующих в нем автомобилей должен был находится в движении. Если стоящий автомобиль поврежден проезжающим, то ситуация является ДТП, даже если в первом авто не было людей. Падение на автомобиль во дворе различных вещей из окна, деревьев не считается аварией, а является причинением вреда со стороны граждан, коммунальных служб, организаций и др.;
  • Признак процесса дорожного движения: при ДТП устанавливают перемещение транспортных средств, людей, грузов по дорожному покрытию – поверхности для передвижения, включающей в себя обочины, тротуары, железнодорожные переезды, трамвайные пути. Несмотря на то, что дворы и другие прилегающие территории не являются дорогой, движение на них регулируется ПДД, поэтому и столкновения на них будут являться ДТП;
  • Признак транспортного средства: должно быть задействовано техническое средство, назначение которого – перемещение людей или грузов по дорогам. Транспорт может приводиться в движении двигателями, человеческой силой, животными. Велосипеды, мотоциклы, прицепы, тележки и кареты, движимые ослами или лошадьми, соответствуют понятию транспортного средства, но сами животные по отдельности ими не признаются;
  • Признак последствий: после ДТП должны наступать негативные последствия в качестве материального ущерба окружающей среде, другим транспортным средствам или людям, в том числе их гибель.

Участники ДТП

Участниками происшествия являются лица, задействованные в аварии в качестве виновных или потерпевших. ПДД выделяет следующих участников:

  • водитель – лицо, управляющее транспортным средством, погонщики, инструктора по вождению, сидящие на пассажирском месте во время управления авто учащимися;
  • пассажир – гражданин, который садится или выходит из авто, управляемым водителем, или находится в нем непосредственно во время движения, стоянки;
  • пешеход – человек, который не находится ни в каком транспортном средстве, а движется по проезжей части, тротуару, трамвайным путям или другому элементу дороги. Сюда можно отнести людей, которые передвигаются на коньках, ведут за собой велосипед, самокат, коляску;
  • велосипедист – человек, управляющий велосипедом, который согласно ПДД является транспортным средством.

Также по ПДД можно выделить такие категории участников ДТП:

  • автовладельцы;
  • виновники аварий;
  • виновные в ущербе;
  • потерпевшие и пострадавшие.

Виновником ДТП может являться и пешеход, а виновным в нанесении ущерба механик, чинивший авто.

Какие выделяют виды ДТП?

Происшествия можно поделить на разные виды в зависимости от характеристик.

По характеру происшествия Правила выделяют такие виды аварий:

  • столкновение – авария вследствие контакта средств между собой, составами поездов, удар по внезапно затормозившему авто;
  • опрокидывание – происшествие, при котором транспортное средство опрокинулось;
  • наезд на стоящее ТС – движущееся авто наехало на стоящее средство или прицеп;
  • наезд на препятствие – ТС наехало на неподвижный предмет (постройка, забор, ограда, зеленые насаждения, столбы) или произошел удар по нему;
  • наезд на пешехода – авария, при которой авто наезжает на человека либо последний сталкивается с ТС, перевозимым грузом или предметами;
  • наезд на велосипедиста – авто сталкивается с управляемым велосипедом или наоборот;
  • наезд на гужевой транспорт – авария, при которой происходит столкновение ТС с повозками, управляемыми животными, или с самими животными;
  • падение пассажира – лица, перевозимые в авто, падают за пределы транспортных средств или в их салонах ввиду изменения скорости или траектории передвижения.
  • другие виды ДТП – любые типы аварий, которые нельзя отнести к вышеперечисленным: отскакивание колеса на пешехода, столкновение с летящим грузом и т.д.

Существуют и бесконтактные ДТП, которые не обозначены в ПДД. Они возможны в ситуациях, когда водитель провоцирует других участников движения на действия, причиняющие им ущерб, но физического контакта между транспортным средством виновника и потерпевшими не происходит.

Уважаемый читатель!

В статье представленная базовая информация, но большинство случаев имеет индивидуальный характер. В связи с чем на нашем сайте работают дежурные юристы к которым вы можете обратиться по телефонам:

При обращении Вы получите консультацию именно по Вашей проблеме.

По характеру вреда:

  • незначительные;
  • крупные;
  • с ущербом автомобилям;
  • с повреждением не транспортных средств;
  • с ущербом здоровью людей;
  • с гибелью физических лиц.

По количеству участников

  • один водитель;
  • два участника (наиболее распространенное);
  • трое и больше участников.

По степени тяжести телесных повреждений:

  • легкая – короткое расстройство здоровья;
  • средняя – длительное расстройство здоровья;
  • тяжкая – опасные для жизни в момент причинения травмы, утрата органа или его функции, прерывание беременности, стойкая утрата трудоспособности или потеря профессиональных навыков;
  • смертельный исход;
  • тяжкие ситуации – гибель нескольких или ранения множества людей.
Читайте также:  Полировка стекла автомобиля от царапин своими руками

Погибшим в ДТП, согласно Правил, является человек, смерть которого наступила вследствие действий других участников дорожного движения в момент аварии или на протяжении семи суток после нее в результате полученных травм.

Раненым при аварии считается физическое лицо, которое получило травмы и повреждения, повлекшие необходимость амбулаторного лечения или пребывания в больнице в течение хотя бы суток.

Что не является ДТП?

Нельзя отнести к авариям ситуации, когда в происшествии не участвовали транспортные средства, они не двигались либо никому не был причинен ущерб.

Кроме того, если столкновение произошло вне мест, движение в которых регулируется ПДД, то оно не является ДТП. Например, если автомобили столкнулись в поле или на льду озера, то нанесенный ущерб нужно рассматривать с точки зрения гражданского права.

Причины ДТП

Дорожным авариям сопутствуют определенные факторы, влияющее на поведение участников движения. Статистика показывает, что наиболее часто на ДТП влияют следующие условия:

  • усталость, болезнь, недомогание шофера;
  • отвлечение внимания (телефон, разговор с пассажиром, громкая музыка, животные в салоне);
  • метеорологические явления, которые мешают обзору или влияют на техническое состояние дороги (снег, дождь, туман, град, ураган, гололед);
  • повреждения дорожного покрытия;
  • алкогольное или наркотическое опьянение, прием лекарств, влияющих на восприятие дорожной обстановки;
  • технические неисправности автотранспортных средств.

Данные причины можно условно поделить на три типа:

  1. Субъективные.
  2. Дорожные условия.
  3. Технические факторы.

К другим факторам можно отнести поведение диких животных, падение на дорогу различных предметов, недостаточный уровень подготовки водителя, незнание ПДД.

Видимость и условия, сопутствующее ДТП

ПДД определяет понятие ограниченной видимости, характерное для возникновения ДТП. Под этим понятием имеют в виду расстояние, которое не соответствует предписанным нормам в связи с физическими характеристиками дорожного участка или погодными явлениями.

Дорожными условиями, которые сопутствуют аварии, являются условия в конкретном месте участка дороги в момент совершения ДТП. Если причинами происшествия являются такие условия, то это должно быть установлено в решении суда на основании материалов расследования и исследовательских экспертиз.

Что такое ДТП: юрист о понятии, видах ДТП, причинах, приводящих к аварии

ДТП – это всегда неприятная ситуация, которая влечёт за собой ряд негативных моментов. В лучшем случае это незапланированная трата времени и денег. Сегодня рассмотрим, что такое ДТП, основные причины, приводящие к аварии, виды классификаций и способы оформления дорожного происшествия.

Что является дорожно-транспортным происшествием по правилам дорожного движения?

В законодательстве России понятие ДТП содержится во многих нормативно-правовых актах, связанных с дорожной обстановкой. Толкований термина достаточно много. Возьмём за основу следующее понимание, представленное в законе. В нём определено, что дорожно-транспортное происшествие – это происшествие, которое происходит при движении и с участием средств передвижения.

В результате этого случается:

  • повреждение транспорта;
  • строения;
  • груза;
  • причинён определённый материальный урон;
  • травмы получают участники;
  • либо гибнут люди, оказавшиеся в этой обстановке (ФЗ РФ No 196 «О безопасности дорожного движения»).

Причины возникновения ДТП

Водитель, пассажир или пешеход становятся виновниками в произошедшей ситуации, если нарушили требований ПДД или совершили действия, которые создали аварию. Такая вина является как умышленной, так и причинённой по неосторожности.

Самые часто выявляемые причины:

  1. Нарушение требований ПДД, игнорирование знаков и разметки.
  2. Превышение установленной и рекомендованной скорости движения.
  3. Управление ТС в опьянении (алкогольном либо наркотическом), либо изменение физического состояния (сонливость, приступ, испуг).
  4. Невнимательность, отвлечение от движения на разговор по телефону, на переписку в телефоне, на настройку навигатора, радио, приём пищи, оживлённый разговор с пассажирами.
  5. Несоблюдение дистанции, ошибка в выборе верной дистанции обычно происходит в межсезонье, когда водители не готовы психологически к изменению погоды (гололёд, снег).
  6. Неисправность транспорта.

Исследуя статистику и выявляя основные факторы, способствующие созданию аварийной обстановки, можно первым и весомым фактором обобщённо назвать – человеческий. Элементарное неуважение к себе и другим участникам на дороге, избыточная самоуверенность, чувство безнаказанности зачастую приводит к трагическим последствиям.

Участники аварии

В законодательстве напрямую не толкуется определение участника ДТП. Считаю, что под участником следует понимать любого гражданина, который своим действием или бездействием совершил содействие в дорожно-транспортном столкновении. В такой ситуации пострадавших животных в большинстве случаев относят к категории препятствий. В категории «участники» выделяют водителя, пассажира (часто в общественном транспорте страдают от аварий), пешехода.

Также участников аварии принято подразделять на виновных и потерпевших, уже в их числе выделяют раненых и погибших.

Самые частые нарушения, приводящие к аварии

Здесь можно выявить нарушение сигнала светофора, подрезание, не включение показателей поворота при перестроении, превышение скорости, выезд на встречную полосу, нарушение правил обгона, вследствие этого игнорирование требований дорожных знаков или разметки (обычно ДТП на трассе).

Классификация ДТП

Существует несколько систем подразделения дорожных происшествий по категориям. Классификация ДТП важна и для самих сторон, поскольку от этого может зависеть степень ответственности.

  • лобовое столкновение (очень опасное и практически всегда с травмами, случается из-за выезда одного из водителей на встречную полосу движения);
  • заднее столкновение (несоблюдение дистанции, резкое торможение впереди идущего автомобиля). Число участвующих бывает довольно часто больше двух. Такую аварию зачастую называют «паровозиком»;
  • боковое столкновение (происходит из-за пренебрежения требованиями ПДД и не предоставления преимуществ при движении);
  • касательное столкновение (возникает из-за невнимательности одного из водителей).

2. Опрокидывание происходит:

  • на высокой скорости, на повороте, на дороге под уклон;
  • при смене погодных условий и скользкой дороге;
  • при боковом заносе;
  • из-за неправильного расположения или закрепление груза (перевешивание, смещение);
  • при проколе колеса.
  • на стоящий транспорт (при выезде из двора, с парковки, на светофоре, при перестроении в полосе). Это возникает из-за невнимательности, нарушения правил, из-за парковки в запрещённом месте, а также в силу неполного обзора;
  • на препятствие (бордюр, дерево, столб, здание). Обычно один участник. Зачастую приравнивается по силе последствий к лобовому столкновению;
  • на пешехода. Случается из-за нарушений ПДД водителем автомобиля или пешеходом, неисправности автомобиля или изменившихся погодных условий (туман, гололёд);
  • на велосипедиста. Велосипедист при таком столкновении может получить серьёзные повреждения или погибнуть;
  • на гужевой транспорт. Это любое тягловое животное (лошадь, вол, осёл). Чаще всего совершается рядом с сельской местностью;
  • на животное. Чаще всего, сбив собаку, кошку, лису или зайца – водитель продолжает движение и не смотрит, что произошло. В случае, когда пострадало домашнее животное, которое по Гражданскому законодательству является чьим-либо имуществом (ст. 137 ГК РФ), то водителю придётся отвечать за причинённый убыток хозяину этого животного. При гибели дикого животного, чаще всего лося, косули возмещается ущерб государству (ст. 4 ФЗ «О животном мире»). Учёт крупных животных ведётся постоянно и их гибель также отслеживается.
Читайте также:  Свечи для приоры 16 клапанов какие лучше - Всё об автомобилях Лада ВАЗ

4. Падение пассажира. Человек вылетает из транспорта, падает в салоне. Это может произойти из-за перепада скорости или смены траектории движения. Причиной становится не пристёгнутый ремень безопасности, нарушение правил перевозки.

5. Прочие виды ДТП (наезд на человека, не являющегося участником движения (автомобиль влетел в здание; падение груза; съезд с дороги)).

Оформление ДТП

В российском законодательстве зафиксирована потребность оформления аварий с целью компенсации полученных затрат и наказания организатора происшествия.

Фиксация и документирование события происходит: без вызова представителей автоинспекции; с участием аварийного комиссара, с выездом автопатруля ГИБДД.

Вызов сотрудников ГИБДД

Участие автоинспекции необходимо:

  • если сумма полученных повреждений превышает 100000 рублей;
  • по договору одной стороны для применения КАСКО требуется регистрация происшествия сотрудником полиции;
  • если одна из сторон сомневается в существовании и достоверности всех документов у второй стороны;
  • если у одной из сторон аварии отсутствует полис ОСАГО.

Аварийный комиссар

Аварийный комиссар может быть представителем страховой организации, фирмы, оказывающей услуги автомобилистам или работать как частное лицо. Такой сотрудник после аварии может оказать помощь как юрист и психолог, а при необходимости и доврачебную.

Специалист, прибыв на место аварии, выполняет следующий процесс:

  • осматривает место происшествия;
  • вызывает скорую помощь, эвакуатор, если потребуется;
  • предварительно даёт оценку ущерба;
  • помогает в оформлении документов;
  • ищет свидетелей, разговаривает с ними;
  • изучает наличие наружных камер, на которых можно увидеть момент столкновения;
  • фиксирует нюансы;
  • оказывает моральную и психологическую поддержку;
  • разъясняет порядок обращения в страховую фирму.

В итоге проделанных действий аваркомом заполняется аварийный сертификат. Заполненные документы передаются в ГИБДД или прибывшему сотруднику.

Вызов такого специалиста может быть оплачен водителями по договорённости, либо пригласившим водителем. При расширенном полисе ОСАГО работу комиссара оплачивает страховая организация.

Самостоятельное оформление ДТП

Аварию можно оформить самостоятельно. Для этого необходимо убедиться в том, что:

  • пострадал только транспорт, нет пострадавших среди водителей и пассажиров;
  • гражданская ответственность каждого участника застрахована по полису ОСАГО;
  • участники – только два транспорта, нет более участников и пострадавших;
  • обстоятельства, при которых произошло столкновение, и повреждения имущества согласованы водителями, и по этому моменту нет разногласий, всё зафиксировано в извещении о ДТП;
  • между сторонами есть ряд расхождений, но авария записана с помощью спецсредств на основе сигнала Глонасс, либо с помощью других программ и переданы в обобщённую систему АИС для получения компенсации по страховке, не превышающей 100 000 рублей.

Оформляя ДТП без полицейских, рекомендовано соблюдать следующий порядок действий:

  1. Произвести осмотр транспорта и выявить полученные дефекты. Совместно оглядеть место, выявить обстоятельства, почему так произошло, степень вреда, величину приобретённых неисправностей. В ненаселённой местности в тёмное время необходимо надевать одежду со световозвращающими элементами (п. 2.3.4. ПДД РФ).

Выявить претензии и разногласия, примерную сумму ущерба.

  1. Зафиксировать обстоятельства:
  • сфотографировать или произвести видеосъёмку не позднее 1 часа после происшествия;
  • регистрационных знаков; при их нехватке – VIN номера;
  • места неисправностей, вмятин;
  • обозначить положение за счёт зданий, сооружений, привязанность к местности, с помощью предметов, которые нельзя переместить;
  • при имеющихся свидетелях – их госзнаки ТС.
  1. Убрать транспорт с дороги. Перед этим провести полную фиксацию произошедшего. Освободить проезд требуют правила движения (п.2.6.1 ПДД), иначе участника ДТП ожидает штраф, равный 1000 рублей (ч.1 ст. 12.27 КоАП РФ).
  2. Проверить документы. Наличие полиса ОСАГО, его номер, действительность, местонахождение страховой компании. Действительность полиса можно проверить через Российский союз автостраховщиков в Интернете. Проверку страховки, приобретённой с начала 2018 года, можно осуществить по QR-коду, который находится в бланке. Если виновны вы, то такая сверка понадобится для подтверждения правильности фиксации аварии без участия полицейских. В любом случае просмотрите все права, страховой полис и документы на транспортное средство.
  1. Оформить документы в страховую организацию. Совместно зафиксировать данные в извещении о дорожной аварии. Такой документ выдаётся при приобретении страховки. Необходимо уделить внимание неисправностям, поломкам и заполнению схемы. Если в транспорте сломалось имущество (разбился ноутбук, телефон, сломалось кресло) необходимо это всё прописать и указать в извещении. Указывается что происшествие оформлено без участия сотрудников инспекции, о том, что разногласия отсутствуют либо прописать, какие есть, проверить записанное.
  1. Документы представляются страховщику.

В 5-дневный срок в страховую организацию, в которой приобретён ваш полис, необходимо принести следующее:

  • документ о ДТП, подписанный двумя сторонами;
  • заявление о возмещении полученного ущерба;
  • файлы записи происшествия;
  • заявление, в котором указано, что имеющаяся фото и видеосъёмка не корректировалась.

Заключение

Большинство аварий можно предотвратить, либо смягчить их последствия. Для этого необходимо внимательно следить за движением, следовать указанием дорожных знаков и дорожной разметки, следить за технической исправностью автомобиля, обращать внимание на опасные дорожные обстоятельства или погодные явления (ямы, гололёд, туман). В случае, когда столкновение неминуемо, следует сконцентрироваться и постараться смягчить последствия.

Определение ДТП в законодательстве: виды, участники, оформляемые документы

Определение ДТП указано в следующих нормативно-правовых документах Российской Федерации:

  • ФЗ № 196 от 1995 года (далее – ФЗ №196);
  • Правила дорожного движения (далее – ПДД);
  • Правилам учета ДТП на дорогах РФ (далее – Правила учета).
  • Определение
  • Виды
  • Участники
  • Порядок действий водителя при аварии
  • Оформляемые документы
  • Оформление по европротоколу

Определение

Что такое ДТП? Все 3 документа сходятся к тому, что под термином ДТП словарь должен понимать происшествие, произошедшее во время движения автомобиля (иного транспортного средства) по дорогам общего пользования и с его участием. Обязательным условием считается наличие повреждений, к которым относится:

  • Нанесение травмы людям;
  • Гибель людей;
  • Повреждение транспортного средства (в том числе и скрытые повреждения);
  • Повреждение перевозимого груза;
  • Повреждение зданий и сооружений.

Пункт 3 приложения к Правилам учета установил следующие виды ДТП:

  1. Столкновение. Происшествие во время которого столкнулись 2 движущихся автомобиля (иных ТС) или же ТС столкнулось с движущимся железнодорожным составом. Столкновением может быть признано только то происшествие, во время которого движение осуществляли оба участника аварии. Однако третий абзац пункта 3 сделала оговорку, что к этому виду следует также причислить столкновение с резко остановившимся автотранспортом (из-за поломки, из-за экстренного торможения и т.д.) или столкновение железнодорожного состава с ТС стоящим на путях.
  2. Опрокидывание. Переворот ТС на бок или на крышу во время движения.
  3. Наезд. Существуют следующие подвиды наезда:
  • На ТС. Столкновение движущегося ТС со стоящей техникой (автомобилем, мотоциклом, прицепом). К наезду не относятся случаи ДТП, основные признаки которого указывают, что это столкновение (наезд на резко остановившееся ТС).
  • На препятствие. Удар автомобиля, мотоцикла или любой другой техники о недвижимое препятствие: дом, забор, столб, дерево и т.д.
  • На пешехода. Столкновение ТС с человеком по вине водителя либо пешехода. К этому виду следует также отнести получение повреждений от груза, перевозимого по дороге: доски или трубы, торчащие из прицепа и т.д.
  • На велосипедиста. Ситуация аналогичная наезду на пешехода.
  • На гужевой транспорт. Столкновение с повозкой либо животным, запряженным в эту повозку, а также наезд на животное, не запряженное в повозку.
Читайте также:  Нормы спецодежды для водителей грузовых и легковых автомобилей - Velitto

  1. Падение пассажира. Падение пассажира во время движения ТС, независимо от причин такого падения. Однако если аварию можно отнести к другому виду (столкновение, наезд и т.д.), ДТП не следует считать падением пассажира. Также, падением пассажира не считается падение с (из) остановившегося ТС.
  2. Иные ДТП. Сюда включаются все остальные возможные ситуации: падение груза на человека (автомобиль), отрыв колеса (иной части автотранспортного средства) и т.д. Отдельно выделяют бесконтактное происшествие, когда участник дорожного движения своим действием или бездействием создал ситуацию, приведшую к материальному ущербу, или нанесению вреда жизни и здоровью третьих лиц, но при этом непосредственного контакта не произошло. Например, когда действия велосипедиста вынудили водителя совершать резкое маневрирование, из-за чего автомобиль съехал в придорожный кювет.

Участники

В российском законодательстве четко очерчено определение понятия ДТП. Однако ни один нормативно-правовой документ не содержит в себе определения понятия об участниках происшествия. Но если взять всю имеющуюся информацию, то под понятием «Участники ДТП» следует понимать всех лиц, которые, так или иначе, участвовали в аварии. Законодательство делит участников на 2 основные категории:

  • Виновники, из-за которых произошла авария;
  • Потерпевшие, которые получили ущерб в аварии не по своей вине.

Виновником и потерпевшим может стать любое лицо, являющееся участником дорожного движения. Статья 2 ФЗ № 196 относит к таковым пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Следует знать, что к водителям приравниваются лица, управляющие гужевой повозкой, а также погонщики скота, перегоняющие животных через дорогу (по дороге).

Отдельно разделяют участников происшествия по степени полученных повреждений:

  • Раненные.
  • Погибшие. Погибший при ДТП – это лицо, которое умерло от полученных ран в течение 30 дней после их получения.

И ранеными и погибшими могут быть как виновники, так и потерпевшие.

Помимо указанного, есть очевидцы происшествия с места ДТП. Это физлицо, которое воочию было свидетелем аварии, располагает информацией о ней и может ею (информацией) поделиться.

Порядок действий водителя при аварии

Если водитель транспортного средства попал в дорожно-транспортное происшествие, то согласно пунктам 2.5 и 2.6 ПДД, он должен:

  1. Остановить свое ТС и включить аварийный световой сигнал. Продолжать движение на авто нельзя, равно как и нельзя отъезжать в сторону с места происшествия. Однако пункт 2.6 ПДД определил, что если машина полностью перекрыла дорожное полотно, то водитель должен по возможности убрать автомобиль на обочину, предварительно зафиксировав место происшествия. Если это возможно, фиксация производится посредством фото и видео.
  2. Оказать требуемую помощь пострадавшим и вызвать бригаду медицинской помощи. Если этого требует ситуация, пострадавшего необходимо отправить в больницу на попутном автотранспорте.
  3. Установить знак остановки. Знак выставляется на дороге по ходу движения. Минимальное расстояние знака от ТС: в населенных пунктах – 15 метров, за чертой города – 30 метров. ПДД определили, что расстояние от знака до ТС должно позволять иным водителям вовремя заметить препятствие, притормозить и совершить маневр для объезда.
  4. Вызвать сотрудников ДПС и дождаться их на месте.

Оформляемые документы

Прибыв на место аварии, сотрудники ГИБДД составляют следующие документы:

Постановление о происшествии, где указывается причина ДТП, основные обстоятельства, дата и точное время, описание повреждений всех ТС. К протоколу прикладывается:

  • материалы фото и видео фиксации, подготовленные сотрудниками ГИБДД, самими участниками аварии или очевидцами;
  • схема происшествия, нарисованная сотрудником ГИБДД от руки;
  • свидетельства очевидцев аварии и ее участников.

Протокол об административном правонарушении, где указывается виновник аварии и пункт ПДД, который был нарушен. Составляется несколько копий: сотрудникам ГИБДД для передачи на хранение, виновному для ознакомления и пострадавшему для передачи в страховую компанию.

Если виновник не установлен, составляется постановление о возбуждении административного дела. Если виновника аварии нет, составляется постановление об отказе в возбуждении административного дела.

Если того требует ситуация, участника ДТП (одного или нескольких) отвозят на медицинское освидетельствование для установления факта опьянения (алкогольного, токсического или наркотического) и для определения количества промилей алкоголя, находящихся в крови.

Оформление по европротоколу

Пункт 2.6 ПДД, установил, что при одновременном соблюдении следующих условий участники могут не вызвать сотрудников ГИБДД:

  • Участниками происшествия является только 2 ТС;
  • Каждый из водителей имеет действующий полис ОСАГО;
  • Материальный ущерб причинен только транспортным средствам (одному или двум);
  • У водителей нет разногласий в определении обстоятельств происшествия.

В таком случае водители самостоятельно должны заполнить бланк европротокола, выданного страховой компанией. Европротокол составляется только на бланке и по образцу, утвержденными страховщиком. Достаточно одного экземпляра для заполнения, поэтому на свое усмотрение водители могут взять европротокол виновного или пострадавшего. В документе отображается следующая информация:

  • Место и дата аварии;
  • Количество ТС, которым причинен ущерб;
  • Свидетели;
  • Информация о пострадавшем ТС;
  • Информация о собственнике;
  • Место первого удара;
  • Перечень повреждений;
  • Обстоятельства происшествия и схема;
  • Подписи.

С 1 июня 2018 года максимальная сумма возмещения по европротоколу составляет 100 000 рублей. Даже если ущерб, нанесенный ТС, будет превышать эту цифру, страховая компания не выплатит больше этой суммы. Если повреждения автомобиля явно превышает указанную сумму, водителям рекомендуется вызвать на место аварии сотрудников ДПС.

Ссылка на основную публикацию
Что такое HTHS моторных масел
Нужно ли менять масла для ГПУ при падении щелочного числа более чем на 50% В сегменте стационарных газовых двигателей существует...
Что можно резать болгаркой, а чего нельзя
Можно ли болгаркой пилить дерево Обзор дисков для инструмента Если вы пытаетесь понять можно ли болгаркой пилить дерево, то ответ...
Что можно сделать из старого принтера — 4 идеи
Режущий и печатающий плоттер из принтера или dvd-привода своими руками Графопостроители представляют собой устройства, которые в автоматическом режиме с заданной...
Что такое Launch Control и как он работает
Лаунч контроль от А до Я что такое, как работает, для чего нужен Современные машины подразумевают наличие установки под названием...

Что такое ДТП Определение в ПДД на 2020 год, классификация

Что такое ДТП, определение в ПДД виды и классификация

  1. Как ПДД трактует дорожное происшествие?
  2. Признаки ДТП
  3. Участники ДТП
  4. Какие выделяют виды ДТП?
  5. По характеру происшествия Правила выделяют такие виды аварий:
  6. По характеру вреда:
  7. По количеству участников
  8. По степени тяжести телесных повреждений:
  9. Что не является ДТП?
  10. Причины ДТП
  11. Видимость и условия, сопутствующее ДТП

Происшествия на дороге можно рассматривать с различных точек зрения, например, в качестве правонарушения или с технической стороны.

Рассмотрим дорожно-транспортное происшествие согласно ПДД Российской Федерации: что такое ДТП, какие виды ДТП существуют, их основные характеристики и причины.

Как ПДД трактует дорожное происшествие?

Согласно Правилам ДТП – это событие, произошедшее при движении автомобиля по дороге, с участием самого транспортного средства, вследствие которого наступила гибель людей, причинен вред здоровью, имуществу, сооружениям или другим материальным вещам. Данное понятие зафиксировано в п. 1.2 ПДД, ФЗ «О безопасности дорожного движения» и других законодательных нормах.

Признаки ДТП

Чтобы происшествие действительно было признано аварией, оно должно отвечать некоторым условиям:

  • Признак события: вследствие действия или бездействия физического лица возникло явление, которое в дальнейшем продолжилось без его участия. Выезд на встречную полосу (действие) или не включение сигнала поворота (бездействие) случаются по воле автомобилистов, а причинение вреда наступает уже ввиду действия физических законов.
  • Признак движения транспортного средства: для признания факта ДТП хотя бы один из участвующих в нем автомобилей должен был находится в движении. Если стоящий автомобиль поврежден проезжающим, то ситуация является ДТП, даже если в первом авто не было людей. Падение на автомобиль во дворе различных вещей из окна, деревьев не считается аварией, а является причинением вреда со стороны граждан, коммунальных служб, организаций и др.;
  • Признак процесса дорожного движения: при ДТП устанавливают перемещение транспортных средств, людей, грузов по дорожному покрытию – поверхности для передвижения, включающей в себя обочины, тротуары, железнодорожные переезды, трамвайные пути. Несмотря на то, что дворы и другие прилегающие территории не являются дорогой, движение на них регулируется ПДД, поэтому и столкновения на них будут являться ДТП;
  • Признак транспортного средства: должно быть задействовано техническое средство, назначение которого – перемещение людей или грузов по дорогам. Транспорт может приводиться в движении двигателями, человеческой силой, животными. Велосипеды, мотоциклы, прицепы, тележки и кареты, движимые ослами или лошадьми, соответствуют понятию транспортного средства, но сами животные по отдельности ими не признаются;
  • Признак последствий: после ДТП должны наступать негативные последствия в качестве материального ущерба окружающей среде, другим транспортным средствам или людям, в том числе их гибель.

Участники ДТП

Участниками происшествия являются лица, задействованные в аварии в качестве виновных или потерпевших. ПДД выделяет следующих участников:

  • водитель – лицо, управляющее транспортным средством, погонщики, инструктора по вождению, сидящие на пассажирском месте во время управления авто учащимися;
  • пассажир – гражданин, который садится или выходит из авто, управляемым водителем, или находится в нем непосредственно во время движения, стоянки;
  • пешеход – человек, который не находится ни в каком транспортном средстве, а движется по проезжей части, тротуару, трамвайным путям или другому элементу дороги. Сюда можно отнести людей, которые передвигаются на коньках, ведут за собой велосипед, самокат, коляску;
  • велосипедист – человек, управляющий велосипедом, который согласно ПДД является транспортным средством.

Также по ПДД можно выделить такие категории участников ДТП:

  • автовладельцы;
  • виновники аварий;
  • виновные в ущербе;
  • потерпевшие и пострадавшие.

Виновником ДТП может являться и пешеход, а виновным в нанесении ущерба механик, чинивший авто.

Какие выделяют виды ДТП?

Происшествия можно поделить на разные виды в зависимости от характеристик.

По характеру происшествия Правила выделяют такие виды аварий:

  • столкновение – авария вследствие контакта средств между собой, составами поездов, удар по внезапно затормозившему авто;
  • опрокидывание – происшествие, при котором транспортное средство опрокинулось;
  • наезд на стоящее ТС – движущееся авто наехало на стоящее средство или прицеп;
  • наезд на препятствие – ТС наехало на неподвижный предмет (постройка, забор, ограда, зеленые насаждения, столбы) или произошел удар по нему;
  • наезд на пешехода – авария, при которой авто наезжает на человека либо последний сталкивается с ТС, перевозимым грузом или предметами;
  • наезд на велосипедиста – авто сталкивается с управляемым велосипедом или наоборот;
  • наезд на гужевой транспорт – авария, при которой происходит столкновение ТС с повозками, управляемыми животными, или с самими животными;
  • падение пассажира – лица, перевозимые в авто, падают за пределы транспортных средств или в их салонах ввиду изменения скорости или траектории передвижения.
  • другие виды ДТП – любые типы аварий, которые нельзя отнести к вышеперечисленным: отскакивание колеса на пешехода, столкновение с летящим грузом и т.д.

Существуют и бесконтактные ДТП, которые не обозначены в ПДД. Они возможны в ситуациях, когда водитель провоцирует других участников движения на действия, причиняющие им ущерб, но физического контакта между транспортным средством виновника и потерпевшими не происходит.

Уважаемый читатель!

В статье представленная базовая информация, но большинство случаев имеет индивидуальный характер. В связи с чем на нашем сайте работают дежурные юристы к которым вы можете обратиться по телефонам:

При обращении Вы получите консультацию именно по Вашей проблеме.

По характеру вреда:

  • незначительные;
  • крупные;
  • с ущербом автомобилям;
  • с повреждением не транспортных средств;
  • с ущербом здоровью людей;
  • с гибелью физических лиц.

По количеству участников

  • один водитель;
  • два участника (наиболее распространенное);
  • трое и больше участников.

По степени тяжести телесных повреждений:

  • легкая – короткое расстройство здоровья;
  • средняя – длительное расстройство здоровья;
  • тяжкая – опасные для жизни в момент причинения травмы, утрата органа или его функции, прерывание беременности, стойкая утрата трудоспособности или потеря профессиональных навыков;
  • смертельный исход;
  • тяжкие ситуации – гибель нескольких или ранения множества людей.
Читайте также:  Тенденции загрязнения атмосферы оксидами азота Авторская платформа

Погибшим в ДТП, согласно Правил, является человек, смерть которого наступила вследствие действий других участников дорожного движения в момент аварии или на протяжении семи суток после нее в результате полученных травм.

Раненым при аварии считается физическое лицо, которое получило травмы и повреждения, повлекшие необходимость амбулаторного лечения или пребывания в больнице в течение хотя бы суток.

Что не является ДТП?

Нельзя отнести к авариям ситуации, когда в происшествии не участвовали транспортные средства, они не двигались либо никому не был причинен ущерб.

Кроме того, если столкновение произошло вне мест, движение в которых регулируется ПДД, то оно не является ДТП. Например, если автомобили столкнулись в поле или на льду озера, то нанесенный ущерб нужно рассматривать с точки зрения гражданского права.

Причины ДТП

Дорожным авариям сопутствуют определенные факторы, влияющее на поведение участников движения. Статистика показывает, что наиболее часто на ДТП влияют следующие условия:

  • усталость, болезнь, недомогание шофера;
  • отвлечение внимания (телефон, разговор с пассажиром, громкая музыка, животные в салоне);
  • метеорологические явления, которые мешают обзору или влияют на техническое состояние дороги (снег, дождь, туман, град, ураган, гололед);
  • повреждения дорожного покрытия;
  • алкогольное или наркотическое опьянение, прием лекарств, влияющих на восприятие дорожной обстановки;
  • технические неисправности автотранспортных средств.

Данные причины можно условно поделить на три типа:

  1. Субъективные.
  2. Дорожные условия.
  3. Технические факторы.

К другим факторам можно отнести поведение диких животных, падение на дорогу различных предметов, недостаточный уровень подготовки водителя, незнание ПДД.

Видимость и условия, сопутствующее ДТП

ПДД определяет понятие ограниченной видимости, характерное для возникновения ДТП. Под этим понятием имеют в виду расстояние, которое не соответствует предписанным нормам в связи с физическими характеристиками дорожного участка или погодными явлениями.

Дорожными условиями, которые сопутствуют аварии, являются условия в конкретном месте участка дороги в момент совершения ДТП. Если причинами происшествия являются такие условия, то это должно быть установлено в решении суда на основании материалов расследования и исследовательских экспертиз.

Что такое ДТП: юрист о понятии, видах ДТП, причинах, приводящих к аварии

ДТП – это всегда неприятная ситуация, которая влечёт за собой ряд негативных моментов. В лучшем случае это незапланированная трата времени и денег. Сегодня рассмотрим, что такое ДТП, основные причины, приводящие к аварии, виды классификаций и способы оформления дорожного происшествия.

Что является дорожно-транспортным происшествием по правилам дорожного движения?

В законодательстве России понятие ДТП содержится во многих нормативно-правовых актах, связанных с дорожной обстановкой. Толкований термина достаточно много. Возьмём за основу следующее понимание, представленное в законе. В нём определено, что дорожно-транспортное происшествие – это происшествие, которое происходит при движении и с участием средств передвижения.

В результате этого случается:

  • повреждение транспорта;
  • строения;
  • груза;
  • причинён определённый материальный урон;
  • травмы получают участники;
  • либо гибнут люди, оказавшиеся в этой обстановке (ФЗ РФ No 196 «О безопасности дорожного движения»).

Причины возникновения ДТП

Водитель, пассажир или пешеход становятся виновниками в произошедшей ситуации, если нарушили требований ПДД или совершили действия, которые создали аварию. Такая вина является как умышленной, так и причинённой по неосторожности.

Самые часто выявляемые причины:

  1. Нарушение требований ПДД, игнорирование знаков и разметки.
  2. Превышение установленной и рекомендованной скорости движения.
  3. Управление ТС в опьянении (алкогольном либо наркотическом), либо изменение физического состояния (сонливость, приступ, испуг).
  4. Невнимательность, отвлечение от движения на разговор по телефону, на переписку в телефоне, на настройку навигатора, радио, приём пищи, оживлённый разговор с пассажирами.
  5. Несоблюдение дистанции, ошибка в выборе верной дистанции обычно происходит в межсезонье, когда водители не готовы психологически к изменению погоды (гололёд, снег).
  6. Неисправность транспорта.

Исследуя статистику и выявляя основные факторы, способствующие созданию аварийной обстановки, можно первым и весомым фактором обобщённо назвать – человеческий. Элементарное неуважение к себе и другим участникам на дороге, избыточная самоуверенность, чувство безнаказанности зачастую приводит к трагическим последствиям.

Участники аварии

В законодательстве напрямую не толкуется определение участника ДТП. Считаю, что под участником следует понимать любого гражданина, который своим действием или бездействием совершил содействие в дорожно-транспортном столкновении. В такой ситуации пострадавших животных в большинстве случаев относят к категории препятствий. В категории «участники» выделяют водителя, пассажира (часто в общественном транспорте страдают от аварий), пешехода.

Также участников аварии принято подразделять на виновных и потерпевших, уже в их числе выделяют раненых и погибших.

Самые частые нарушения, приводящие к аварии

Здесь можно выявить нарушение сигнала светофора, подрезание, не включение показателей поворота при перестроении, превышение скорости, выезд на встречную полосу, нарушение правил обгона, вследствие этого игнорирование требований дорожных знаков или разметки (обычно ДТП на трассе).

Классификация ДТП

Существует несколько систем подразделения дорожных происшествий по категориям. Классификация ДТП важна и для самих сторон, поскольку от этого может зависеть степень ответственности.

  • лобовое столкновение (очень опасное и практически всегда с травмами, случается из-за выезда одного из водителей на встречную полосу движения);
  • заднее столкновение (несоблюдение дистанции, резкое торможение впереди идущего автомобиля). Число участвующих бывает довольно часто больше двух. Такую аварию зачастую называют «паровозиком»;
  • боковое столкновение (происходит из-за пренебрежения требованиями ПДД и не предоставления преимуществ при движении);
  • касательное столкновение (возникает из-за невнимательности одного из водителей).

2. Опрокидывание происходит:

  • на высокой скорости, на повороте, на дороге под уклон;
  • при смене погодных условий и скользкой дороге;
  • при боковом заносе;
  • из-за неправильного расположения или закрепление груза (перевешивание, смещение);
  • при проколе колеса.
  • на стоящий транспорт (при выезде из двора, с парковки, на светофоре, при перестроении в полосе). Это возникает из-за невнимательности, нарушения правил, из-за парковки в запрещённом месте, а также в силу неполного обзора;
  • на препятствие (бордюр, дерево, столб, здание). Обычно один участник. Зачастую приравнивается по силе последствий к лобовому столкновению;
  • на пешехода. Случается из-за нарушений ПДД водителем автомобиля или пешеходом, неисправности автомобиля или изменившихся погодных условий (туман, гололёд);
  • на велосипедиста. Велосипедист при таком столкновении может получить серьёзные повреждения или погибнуть;
  • на гужевой транспорт. Это любое тягловое животное (лошадь, вол, осёл). Чаще всего совершается рядом с сельской местностью;
  • на животное. Чаще всего, сбив собаку, кошку, лису или зайца – водитель продолжает движение и не смотрит, что произошло. В случае, когда пострадало домашнее животное, которое по Гражданскому законодательству является чьим-либо имуществом (ст. 137 ГК РФ), то водителю придётся отвечать за причинённый убыток хозяину этого животного. При гибели дикого животного, чаще всего лося, косули возмещается ущерб государству (ст. 4 ФЗ «О животном мире»). Учёт крупных животных ведётся постоянно и их гибель также отслеживается.
Читайте также:  Нормы спецодежды для водителей грузовых и легковых автомобилей - Velitto

4. Падение пассажира. Человек вылетает из транспорта, падает в салоне. Это может произойти из-за перепада скорости или смены траектории движения. Причиной становится не пристёгнутый ремень безопасности, нарушение правил перевозки.

5. Прочие виды ДТП (наезд на человека, не являющегося участником движения (автомобиль влетел в здание; падение груза; съезд с дороги)).

Оформление ДТП

В российском законодательстве зафиксирована потребность оформления аварий с целью компенсации полученных затрат и наказания организатора происшествия.

Фиксация и документирование события происходит: без вызова представителей автоинспекции; с участием аварийного комиссара, с выездом автопатруля ГИБДД.

Вызов сотрудников ГИБДД

Участие автоинспекции необходимо:

  • если сумма полученных повреждений превышает 100000 рублей;
  • по договору одной стороны для применения КАСКО требуется регистрация происшествия сотрудником полиции;
  • если одна из сторон сомневается в существовании и достоверности всех документов у второй стороны;
  • если у одной из сторон аварии отсутствует полис ОСАГО.

Аварийный комиссар

Аварийный комиссар может быть представителем страховой организации, фирмы, оказывающей услуги автомобилистам или работать как частное лицо. Такой сотрудник после аварии может оказать помощь как юрист и психолог, а при необходимости и доврачебную.

Специалист, прибыв на место аварии, выполняет следующий процесс:

  • осматривает место происшествия;
  • вызывает скорую помощь, эвакуатор, если потребуется;
  • предварительно даёт оценку ущерба;
  • помогает в оформлении документов;
  • ищет свидетелей, разговаривает с ними;
  • изучает наличие наружных камер, на которых можно увидеть момент столкновения;
  • фиксирует нюансы;
  • оказывает моральную и психологическую поддержку;
  • разъясняет порядок обращения в страховую фирму.

В итоге проделанных действий аваркомом заполняется аварийный сертификат. Заполненные документы передаются в ГИБДД или прибывшему сотруднику.

Вызов такого специалиста может быть оплачен водителями по договорённости, либо пригласившим водителем. При расширенном полисе ОСАГО работу комиссара оплачивает страховая организация.

Самостоятельное оформление ДТП

Аварию можно оформить самостоятельно. Для этого необходимо убедиться в том, что:

  • пострадал только транспорт, нет пострадавших среди водителей и пассажиров;
  • гражданская ответственность каждого участника застрахована по полису ОСАГО;
  • участники – только два транспорта, нет более участников и пострадавших;
  • обстоятельства, при которых произошло столкновение, и повреждения имущества согласованы водителями, и по этому моменту нет разногласий, всё зафиксировано в извещении о ДТП;
  • между сторонами есть ряд расхождений, но авария записана с помощью спецсредств на основе сигнала Глонасс, либо с помощью других программ и переданы в обобщённую систему АИС для получения компенсации по страховке, не превышающей 100 000 рублей.

Оформляя ДТП без полицейских, рекомендовано соблюдать следующий порядок действий:

  1. Произвести осмотр транспорта и выявить полученные дефекты. Совместно оглядеть место, выявить обстоятельства, почему так произошло, степень вреда, величину приобретённых неисправностей. В ненаселённой местности в тёмное время необходимо надевать одежду со световозвращающими элементами (п. 2.3.4. ПДД РФ).

Выявить претензии и разногласия, примерную сумму ущерба.

  1. Зафиксировать обстоятельства:
  • сфотографировать или произвести видеосъёмку не позднее 1 часа после происшествия;
  • регистрационных знаков; при их нехватке – VIN номера;
  • места неисправностей, вмятин;
  • обозначить положение за счёт зданий, сооружений, привязанность к местности, с помощью предметов, которые нельзя переместить;
  • при имеющихся свидетелях – их госзнаки ТС.
  1. Убрать транспорт с дороги. Перед этим провести полную фиксацию произошедшего. Освободить проезд требуют правила движения (п.2.6.1 ПДД), иначе участника ДТП ожидает штраф, равный 1000 рублей (ч.1 ст. 12.27 КоАП РФ).
  2. Проверить документы. Наличие полиса ОСАГО, его номер, действительность, местонахождение страховой компании. Действительность полиса можно проверить через Российский союз автостраховщиков в Интернете. Проверку страховки, приобретённой с начала 2018 года, можно осуществить по QR-коду, который находится в бланке. Если виновны вы, то такая сверка понадобится для подтверждения правильности фиксации аварии без участия полицейских. В любом случае просмотрите все права, страховой полис и документы на транспортное средство.
  1. Оформить документы в страховую организацию. Совместно зафиксировать данные в извещении о дорожной аварии. Такой документ выдаётся при приобретении страховки. Необходимо уделить внимание неисправностям, поломкам и заполнению схемы. Если в транспорте сломалось имущество (разбился ноутбук, телефон, сломалось кресло) необходимо это всё прописать и указать в извещении. Указывается что происшествие оформлено без участия сотрудников инспекции, о том, что разногласия отсутствуют либо прописать, какие есть, проверить записанное.
  1. Документы представляются страховщику.

В 5-дневный срок в страховую организацию, в которой приобретён ваш полис, необходимо принести следующее:

  • документ о ДТП, подписанный двумя сторонами;
  • заявление о возмещении полученного ущерба;
  • файлы записи происшествия;
  • заявление, в котором указано, что имеющаяся фото и видеосъёмка не корректировалась.

Заключение

Большинство аварий можно предотвратить, либо смягчить их последствия. Для этого необходимо внимательно следить за движением, следовать указанием дорожных знаков и дорожной разметки, следить за технической исправностью автомобиля, обращать внимание на опасные дорожные обстоятельства или погодные явления (ямы, гололёд, туман). В случае, когда столкновение неминуемо, следует сконцентрироваться и постараться смягчить последствия.

Определение ДТП в законодательстве: виды, участники, оформляемые документы

Определение ДТП указано в следующих нормативно-правовых документах Российской Федерации:

  • ФЗ № 196 от 1995 года (далее – ФЗ №196);
  • Правила дорожного движения (далее – ПДД);
  • Правилам учета ДТП на дорогах РФ (далее – Правила учета).
  • Определение
  • Виды
  • Участники
  • Порядок действий водителя при аварии
  • Оформляемые документы
  • Оформление по европротоколу

Определение

Что такое ДТП? Все 3 документа сходятся к тому, что под термином ДТП словарь должен понимать происшествие, произошедшее во время движения автомобиля (иного транспортного средства) по дорогам общего пользования и с его участием. Обязательным условием считается наличие повреждений, к которым относится:

  • Нанесение травмы людям;
  • Гибель людей;
  • Повреждение транспортного средства (в том числе и скрытые повреждения);
  • Повреждение перевозимого груза;
  • Повреждение зданий и сооружений.

Пункт 3 приложения к Правилам учета установил следующие виды ДТП:

  1. Столкновение. Происшествие во время которого столкнулись 2 движущихся автомобиля (иных ТС) или же ТС столкнулось с движущимся железнодорожным составом. Столкновением может быть признано только то происшествие, во время которого движение осуществляли оба участника аварии. Однако третий абзац пункта 3 сделала оговорку, что к этому виду следует также причислить столкновение с резко остановившимся автотранспортом (из-за поломки, из-за экстренного торможения и т.д.) или столкновение железнодорожного состава с ТС стоящим на путях.
  2. Опрокидывание. Переворот ТС на бок или на крышу во время движения.
  3. Наезд. Существуют следующие подвиды наезда:
  • На ТС. Столкновение движущегося ТС со стоящей техникой (автомобилем, мотоциклом, прицепом). К наезду не относятся случаи ДТП, основные признаки которого указывают, что это столкновение (наезд на резко остановившееся ТС).
  • На препятствие. Удар автомобиля, мотоцикла или любой другой техники о недвижимое препятствие: дом, забор, столб, дерево и т.д.
  • На пешехода. Столкновение ТС с человеком по вине водителя либо пешехода. К этому виду следует также отнести получение повреждений от груза, перевозимого по дороге: доски или трубы, торчащие из прицепа и т.д.
  • На велосипедиста. Ситуация аналогичная наезду на пешехода.
  • На гужевой транспорт. Столкновение с повозкой либо животным, запряженным в эту повозку, а также наезд на животное, не запряженное в повозку.
Читайте также:  Замена передних стоек Lanos видео инструкция

  1. Падение пассажира. Падение пассажира во время движения ТС, независимо от причин такого падения. Однако если аварию можно отнести к другому виду (столкновение, наезд и т.д.), ДТП не следует считать падением пассажира. Также, падением пассажира не считается падение с (из) остановившегося ТС.
  2. Иные ДТП. Сюда включаются все остальные возможные ситуации: падение груза на человека (автомобиль), отрыв колеса (иной части автотранспортного средства) и т.д. Отдельно выделяют бесконтактное происшествие, когда участник дорожного движения своим действием или бездействием создал ситуацию, приведшую к материальному ущербу, или нанесению вреда жизни и здоровью третьих лиц, но при этом непосредственного контакта не произошло. Например, когда действия велосипедиста вынудили водителя совершать резкое маневрирование, из-за чего автомобиль съехал в придорожный кювет.

Участники

В российском законодательстве четко очерчено определение понятия ДТП. Однако ни один нормативно-правовой документ не содержит в себе определения понятия об участниках происшествия. Но если взять всю имеющуюся информацию, то под понятием «Участники ДТП» следует понимать всех лиц, которые, так или иначе, участвовали в аварии. Законодательство делит участников на 2 основные категории:

  • Виновники, из-за которых произошла авария;
  • Потерпевшие, которые получили ущерб в аварии не по своей вине.

Виновником и потерпевшим может стать любое лицо, являющееся участником дорожного движения. Статья 2 ФЗ № 196 относит к таковым пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Следует знать, что к водителям приравниваются лица, управляющие гужевой повозкой, а также погонщики скота, перегоняющие животных через дорогу (по дороге).

Отдельно разделяют участников происшествия по степени полученных повреждений:

  • Раненные.
  • Погибшие. Погибший при ДТП – это лицо, которое умерло от полученных ран в течение 30 дней после их получения.

И ранеными и погибшими могут быть как виновники, так и потерпевшие.

Помимо указанного, есть очевидцы происшествия с места ДТП. Это физлицо, которое воочию было свидетелем аварии, располагает информацией о ней и может ею (информацией) поделиться.

Порядок действий водителя при аварии

Если водитель транспортного средства попал в дорожно-транспортное происшествие, то согласно пунктам 2.5 и 2.6 ПДД, он должен:

  1. Остановить свое ТС и включить аварийный световой сигнал. Продолжать движение на авто нельзя, равно как и нельзя отъезжать в сторону с места происшествия. Однако пункт 2.6 ПДД определил, что если машина полностью перекрыла дорожное полотно, то водитель должен по возможности убрать автомобиль на обочину, предварительно зафиксировав место происшествия. Если это возможно, фиксация производится посредством фото и видео.
  2. Оказать требуемую помощь пострадавшим и вызвать бригаду медицинской помощи. Если этого требует ситуация, пострадавшего необходимо отправить в больницу на попутном автотранспорте.
  3. Установить знак остановки. Знак выставляется на дороге по ходу движения. Минимальное расстояние знака от ТС: в населенных пунктах – 15 метров, за чертой города – 30 метров. ПДД определили, что расстояние от знака до ТС должно позволять иным водителям вовремя заметить препятствие, притормозить и совершить маневр для объезда.
  4. Вызвать сотрудников ДПС и дождаться их на месте.

Оформляемые документы

Прибыв на место аварии, сотрудники ГИБДД составляют следующие документы:

Постановление о происшествии, где указывается причина ДТП, основные обстоятельства, дата и точное время, описание повреждений всех ТС. К протоколу прикладывается:

  • материалы фото и видео фиксации, подготовленные сотрудниками ГИБДД, самими участниками аварии или очевидцами;
  • схема происшествия, нарисованная сотрудником ГИБДД от руки;
  • свидетельства очевидцев аварии и ее участников.

Протокол об административном правонарушении, где указывается виновник аварии и пункт ПДД, который был нарушен. Составляется несколько копий: сотрудникам ГИБДД для передачи на хранение, виновному для ознакомления и пострадавшему для передачи в страховую компанию.

Если виновник не установлен, составляется постановление о возбуждении административного дела. Если виновника аварии нет, составляется постановление об отказе в возбуждении административного дела.

Если того требует ситуация, участника ДТП (одного или нескольких) отвозят на медицинское освидетельствование для установления факта опьянения (алкогольного, токсического или наркотического) и для определения количества промилей алкоголя, находящихся в крови.

Оформление по европротоколу

Пункт 2.6 ПДД, установил, что при одновременном соблюдении следующих условий участники могут не вызвать сотрудников ГИБДД:

  • Участниками происшествия является только 2 ТС;
  • Каждый из водителей имеет действующий полис ОСАГО;
  • Материальный ущерб причинен только транспортным средствам (одному или двум);
  • У водителей нет разногласий в определении обстоятельств происшествия.

В таком случае водители самостоятельно должны заполнить бланк европротокола, выданного страховой компанией. Европротокол составляется только на бланке и по образцу, утвержденными страховщиком. Достаточно одного экземпляра для заполнения, поэтому на свое усмотрение водители могут взять европротокол виновного или пострадавшего. В документе отображается следующая информация:

  • Место и дата аварии;
  • Количество ТС, которым причинен ущерб;
  • Свидетели;
  • Информация о пострадавшем ТС;
  • Информация о собственнике;
  • Место первого удара;
  • Перечень повреждений;
  • Обстоятельства происшествия и схема;
  • Подписи.

С 1 июня 2018 года максимальная сумма возмещения по европротоколу составляет 100 000 рублей. Даже если ущерб, нанесенный ТС, будет превышать эту цифру, страховая компания не выплатит больше этой суммы. Если повреждения автомобиля явно превышает указанную сумму, водителям рекомендуется вызвать на место аварии сотрудников ДПС.

Ссылка на основную публикацию
Что такое HTHS моторных масел
Нужно ли менять масла для ГПУ при падении щелочного числа более чем на 50% В сегменте стационарных газовых двигателей существует...
Что можно резать болгаркой, а чего нельзя
Можно ли болгаркой пилить дерево Обзор дисков для инструмента Если вы пытаетесь понять можно ли болгаркой пилить дерево, то ответ...
Что можно сделать из старого принтера — 4 идеи
Режущий и печатающий плоттер из принтера или dvd-привода своими руками Графопостроители представляют собой устройства, которые в автоматическом режиме с заданной...
Что такое Launch Control и как он работает
Лаунч контроль от А до Я что такое, как работает, для чего нужен Современные машины подразумевают наличие установки под названием...
Adblock detector