Частота настройки пианино почему важно делать это вовремя

Настройка подержанного пианино — Настройка пианино

За последнее время возросший интерес к музыке привел к большому количеству желающих научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте, а чаще всего – на пианино. К сожалению, не все могут себе позволить купить новый инструмент (и наша семья – не исключение). Подержанные пианино пользуются повышенным спросом.

Выбрать не новый инструмент – оказалось задачей не из легких. Часто за привлекательным внешним видом скрывались дефекты механики, трещины деки, ржавые струны. Пересмотрев множество подержанных пианино, мы, наконец, выбрали подходящий инструмент. Однако была необходима настройка пианино. И перед нами встал вопрос: как найти настройщика пианино?

Определиться нам помог Интернет. Мы знали, что у настоящего фортепианного мастера опыт работы должен быть не менее 15 лет. Поэтому, созваниваясь, в первую очередь, мы выясняли опытность настройщика. Наш настройщик пианино оказался музыкально образованной личностью, профессиональным музыкантом, который прекрасно разбирался в тонкостях игры на пианино и сам замечательно умел играть на этом инструменте.

Настройка пианино — сложный процесс согласования между собой всех звуков хроматического звукоряда. Чтобы проверить правильность темперирования, мастер использовал квартоквинтовую систему координации. Используя свои знания и слуховой опыт, настройщик пианино умело выстраивал темперацию сначала в пределах звуков первой октавы. А затем «тиражировал» выстроенную систему в нижний и верхний регистры. Настройка пианино длилась около 4 часов. В результате строй был подтянут до общепринятого стандарта – 440 герц. Кроме настройки пианино мастер выполнил мелкий ремонт инструмента: заменил несколько колков и отрегулировал ход педалей и клавиш.

Настройщик отметил, что у нас правильно выбрано место для пианино, что немаловажно для наилучшего сохранения всех механических и акустических характеристик инструмента. Для поддержания необходимой напряженности струн и стандартной высоты для всех звуков он посоветовал настраивать пианино 2 раза в год.

Также нам пригодились советы настройщика пианино:

  • При перемещении пианино необходимо не допускать резких ударов и толчков.
  • Не следует устанавливать инструмент у наружных стен, в сырых углах и между окнами помещения. От отопительных радиаторов пианино устанавливают на расстоянии не менее 2-х метров.
  • Необходимо не допускать резких колебаний влажности и воздуха. Оптимальная температура воздуха в помещении, в котором содержится инструмент, должна быть в пределах 18-20 * С с 50%-й влажностью.
  • Не следует помещать внутрь пианино емкость с водой. Воздействие влаги может стать губительным для инструмента. У пианино начнут ржаветь различные металлические детали, а также отклеиваться подставки и кромки деки. Воздух в сухой и жаркой комнате можно искусственно увлажнять с помощью аквариума, цветов или устраивать увлажняющую завесу у отопительных радиаторов.
  • Чтобы избежать появления в пианино моли, следует антимоль или нафталин подвешивать в мешочках на болты, которые крепят механику или же ставить коробочки в места, не связанные с работой механики, струн и деки. Категорически запрещается осыпать сукно и клавиатуру средствами от моли.
  • Звуковая отдача будет лучше, если инструмент установить на расстоянии 10 см от стены, а не вплотную.
  • Недопустимо ставить на пианино горшки и вазы с цветами, посуду.
  • Играть на пианино следует всегда сухими и чистыми руками.

После настройки у пианино появилось надлежащее качество звучания. В руках опытного настройщика инструмент приобрел стройность, чистоту звучания и небывалую певучесть. Мы не пожалели, что доверили свой инструмент настоящему мастеру своего дела.

Программирование клавишных: как сделать звучание VST-пианино реалистичнее

Гуманизация, кривые velocity и другие параметры, которые оживят ваши виртуальные клавишные.

Умение записывать фортепиано — один из самых крутых скиллов, который может освоить звукорежиссер. Работа с этим инструментом требует понимания концепций стереозаписи несколькими микрофонами и фазовых отношений — в зависимости от стиля музыки, подход к записи меняется. К тому же фортепиано охватывает весь слышимый диапазон частот, поэтому звукорежиссеру также требуется отличное знание частотных диапазонов.

К сожалению, всё это усложняет запись фортепиано — каждому конкретному миксу нужен свой подход к этому инструменту. Именно по этой причине на рынке существует большое количество VST-пианино и роялей: разработчики создают библиотеки для разных стилей, целей и миксов, что значительно упрощает использование клавишного инструмента.

Из этой статьи вы узнаете, как программировать реалистичное пианино. В рамках материала мы будем использовать библиотеку Native Instruments Alicia’s Keys, но все приемы и советы подойдут для любого VST-пианино. В качестве учебного трека взята джазовая композиция «Wade In The Water», написанная в 1901 году.

Гуманизация

Программируя фортепиано нужно думать как пианист, а это довольно сложно, если ваш основной инструмент — гитара, ударные или скрипка.

Само исполнение — ключевой момент при работе с любыми виртуальными инструментами.

Будьте предельно аккуратны с квантованием. Излишнее усердие и точность быстро превращают партию в роботизированный безжизненный сэмпл, даже если по нотам всё точно и правильно. Сохранить жизнь в партии можно одним из двух условных методов.

Методом пианиста. Сыграйте и запишите партию самостоятельно, а затем слегка отквантуйте её. Активность квантования установите на 25-30%, а также примените лёгкий эффект свинга — так ваша партия станет более драйвовой.

Методом продюсера. Запишите партию в Piano Roll с максимальной точностью — все ноты должны на 100% попадать в сетку. После этого примените к партии гуманизацию. Дополнить эффект гуманизации можно случайным изменением длительности нот и их позиции в пределах 25-35 пунктов. Также к партии можно применить изменение параметра Velocity случайным образом в пределах ±10.

Читайте также:  Холостые обороты двигателя понятие и особенности

Несмотря на название методов, не относитесь к ним серьёзно, если вы пианист или продюсер. Оба метода оживляют партию фортепиано по-разному, поэтому экспериментируйте и слушайте, что вам больше подходит. К тому же оба метода требуют последующей ручной доработки: проверьте динамику в местах с акцентами, вставьте очень тихие промежуточные ноты.

Совет

Всегда используйте референс-треки. При работе с этим проектом в качестве референс-трек использовались записи Дэйва Брубека, чья игра на фортепиано и подход к партиям помогли сделать виртуальные клавиши правдоподобнее. Если вы ищете реализма от VST-инструментов, всегда сравнивайте свой результат с игрой реальных музыкантов.

Помните, что при игре пианиста каждый звук извлекается по-разному, вы никогда не услышите две одинаково звучащие ноты. Реалистичность исполнения создаётся благодаря тому, что в мелодии, фразах и аккордах ноты всегда обладают разной длительностью, таймингом и силой извлечения.

Скорость звукоизвлечения и кривые Velocity

Прежде чем попасть в сэмплер, MIDI-информация взаимодействует с кривыми параметра Velocity. Идея в том, чтобы точнее и аккуратнее имитировать звучание реальных инструментов через MIDI-данные. По желанию музыканта, кривая может быть линейной, выпуклой или вогнутой.

Линейная кривая (Linear)

Воспроизводит ноту так, как её извлекли на инструменте: при сильном ударе по клавишам клавиатуры ноты звучат резко и громко, при слабом — мягко и тихо.

Выпуклая кривая (Convex)

Создает постепенное возрастание громкости. Чем длиннее нота, тем больше времени нужно на то, чтобы звук достиг той скорости и силы, с которыми он был извлечен.

Вогнутая кривая (Concave)

Противоположность выпуклой кривой. Создаёт затухание громкости. Чем длиннее звук, тем больше времени ему нужно на то, чтобы стать тихим.

Записав и отквантовав партию фортепиано, послушайте её звучание при использовании каждого из трех видов кривых. Самое крутое в том, что к разным частям партии можно применить собственные настройки: например, в более тихих и мягких местах на высоких звуках лучше использовать выпуклую кривую, чтобы сделать звучание более равномерным.

Эквализация

Для того, чтобы звучать реалистично, виртуальным пианино нужна эквализация. В интернете найдутся сотни советов по эквализации пианино, но для инструмента Алишы Кис посоветуем ряд правок для того, чтобы звук стал теплее и мягче.

Во-первых, отфильтруйте сигнал в диапазоне 150-250 Гц, ослабив эту область на 2-3 дБ. В этом диапазоне обычно живёт мутность, которая мешает другим инструментам в миксе.

Во-вторых, сделайте буст средних частот в районе 2-4 кГц. Насколько усиливать — вопрос индивидуальный для каждой библиотеки. В случае с NI Alicia Keys можно поднять эту область на 4-5,5 дБ.

Наконец, не забудьте о высокочастотном фильтре. Многое здесь также зависит от библиотеки, но для виртуального пианино Алишы подойдёт буст на 3-5 дБ выше 8 кГц. Такой ход придаёт инструменту более яркое звучание.

Разделение на регистры

Сложность работы с фортепиано и роялем в том, что эти инструменты охватывают весь слышимый диапазон частот. По этой причине запись фортепиано в одну дорожку плохая идея: звуки разных диапазонов частот сольются воедино так, что обработка эквалайзером станет практически невыносимой. Каждая небольшая правка верха заденет середину и низ, изменение эквалайзером низа сразу же отразится на других диапазонах.

Исходный MIDI-регион

Чтобы упростить себе жизнь, звукорежиссеры записывают фортепиано и рояли как минимум двумя микрофонами: один устанавливают справа, второй — слева. В итоге в одну дорожку попадает низ и часть середины, в другую — верх и ещё часть середины. Благодаря этому сводить инструмент можно по отдельности, не боясь испортить частотный баланс.

1. Регион с верхним регистром

2. Регион с нижним регистром

Виртуальные фортепиано обладают тем же недостатком, но работа с ними значительно проще: записали, сделали копию трека со всем контентом, в оригинале вырезали низкие звуки, в дубле — высокие.

Эквализация дорожек фортепиано с партиями в разных регистрах

Разделение по регистрам позволит независимо и точно обработать фортепиано, обезопасит от фазовых проблем и даст больше гибкости в работе с тембром.

Реверберация

Виртуальные акустические инструменты зачастую записываются сразу с реверберацией комнаты, в которой находился инструмент. Несмотря на это, разработчики обычно добавляют в свои продукты дополнительные ревербераторы, чтобы продюсеры и музыканты могли самостоятельно выбрать нужное количество эффекта. Тем не менее при работе с VST-пианино лучше отказаться от встроенных эффектов окружения и работать только с исходными сэмплами библиотеки — все эффекты добавятся потом.

Главный друг здесь — шина с реверберацией перед фейдером. Пре-фейдер даёт большое пространство для маневра за счёт того, что вам доступны два независимых вида громкости: громкость дорожки и громкость реверберации. Благодаря такому подходу можно настроить идеальный баланс между исходным звуком и откликом окружения.

В случае с фортепиано ищите сочетание читаемости, ясности и объёма — отличное соотношение этих свойств даёт стандартный ревербератор Logic Pro X ChromaVerb и его пресет Clean Big Room. Для тех, кто использует другие программы, стоит начать с небольших пространств (room, ambience) и постепенно переходить к более крупным. Тем не менее увеличивать реверберацию стоит только в том случае, если инструмент все равно будет звучать сухо — слишком большое количество эффекта опасно для микса, так как фортепиано быстро заполняет все свободные зоны.

Читайте также:  Муфта сцепления пускового двигателя ПД-10М

Маскировка частот

Последний шаг для придания реализма — скрыть части, которые вы не можете заставить работать. Речь идёт о естественном феномене, известном как маскировка частот (чуть подробнее об этом здесь, тут и там). Суть его заключается в том, что инструменты в одном частотному диапазоне перекрывают друг друга, при этом более тихие звуки как бы исчезают и становятся не слышны. Работая с пианино, мы можем воспользоваться этим феноменом, чтобы переключить внимание слушателя на лучшие моменты аранжировки.

В нашем примере, помимо фортепиано, присутствуют контрабас и ударные. Само по себе фортепиано звучит неплохо, но не идеально. Как только в аранжировке появляются другие инструменты в том же частотном диапазоне звучание фортепиано становится значительно лучше — ударные и контрабас скрывают за собой часть сигнала. В миксе клавиши занимают свое место между другими инструментами и трек звучит намного убедительнее, а фортепиано реалистичнее.

Заключение

Рассказанное в статье нельзя считать 100% рецептом успеха. Тем не менее этих знаний вполне достаточно для того, чтобы заложить реалистичный фундамент виртуального клавишника. Используйте эти советы для как отправную точку, пробуйте, экспериментируйте и всегда сравнивайте свой результат с игрой настоящего пианиста — только так вы добьётесь естественности звука от неестественных инструментов.

Настройка пианино

К Вашим услугам высококвалифицированные мастера-настройщики с многолетним опытом работы!

Уже много говорилось о том, что фортепиано имеет свойство со временем терять свой строй, а, помимо этого, могут возникнуть и иные проблемы, которые негативным образом сказываются на качестве звучания инструмента и, соответственно, на качестве исполняемой вами музыки.

Сразу скажу, в этом случае я настоятельно рекомендую вызвать мастера, который сможет все безукоризненно исправить. Но, возможно, вы решили сами углубиться в эту тему, сочли, что уровень вашего слуха уже вполне достаточен для того, чтобы самому с этим справиться, и что вы подходите для этой работы. В любом случае знания никогда не бывают лишними, и я не могу отказать вам в их получении по мере моих скромных возможностей.

Для этой статьи мне специально пришлось пообщаться с очень опытным мастером-настройщиком, ибо в этом деле необходимо на самом деле недюжинное мастерство и развитый слух, который будет максимально близок к абсолютному. Но, если вы только начали играть, не имеете особого музыкального опыта, то, пожалуйста, не делайте этого сами!

Я вас предупредил, струны, конечно, порвать достаточно сложно (только если вы перетяните их минимум на октаву), но если такое произойдет, то их будет достать значительно сложнее, чем гитарные, которые можно приобрести в любом музыкальном магазине.

Данный материал даст вам общее представление о настройке пианино, ведь, чтобы познать тонкости этого процесса, тот самый настройщик предложил переслать мне бандеролью пару «книжек» размером с томик Маркса-Энгельса каждая.

Что мне поведал опытный мастер, который захотел остаться инкогнито

Настройка фортепиано состоит в том, чтобы привести в соответствие все струны между собой, и чтобы они соответствовали идеальному строю.

Действие начинается с регулировки так называемой зоны темперации. Темперацию изобрел Иоганн Себастьян Бах, в её подтверждение он написал «48 прелюдий и фуг для хорошо темперированного клавира» (клавиром в XVII—XVIII веках называли все струнные клавишные инструменты). Именно благодаря этому изобретению великого композитора клавиатура фортепиано представляет собой тот инструмент, к которому мы на сегодняшний день привыкли. Все достаточно хитро… Если бы не была изобретена темперация, то играть было бы крайне неудобно и возможности в плане игры были бы весьма ограничены. Проще говоря, темперация – это умышленное незначительное искажение строя интервалов от чистых, в угоду удобству музыкантов. Без неё черные клавиши располагались бы не постоянно в одних и тех же местах, а одна линия клавиш октав была бы шире другой.

Вирбельбанк

Что касается настройки на физическом уровне, основной частью фортепиано, с которой работают настройщики — это вирбельбанк. Вирбеля – это специальные пианинные колки, которые имеют микронную резьбу, с помощью которой достаточно небольшого движения, чтобы изменить натяжение струн; сделан он из склеенных из разных пород древесины брусочков; расположены они в вирбельбанке под небольшим углом. Вирбельбанк – специальная доска для колков, которая удерживает струну в настроенном состоянии за счет силы трения. Для их регулировки применяется специальный настроечный ключ, который становится лучшим другом мастера: многие настолько за годы привыкают к своему личному инструменту, что если им дать аналогичный другой, то справляться они будут хуже. Установив ключ на вирбель, мастер очень аккуратными движениями либо повышает строй, натягивая колок, либо его понижает, ослабляя.

Особую сложность вызывает то, что на каждую ноту может приходиться от одной до трёх струн – по одной толстой струне в нижнем, басовом, регистре; по 2 в части среднего регистра, и по три до конца клавиатуры. Струны, которые относятся к одной ноте, называются хором – струны одного хора имеют одинаковую толщину, настраиваются одинаково, но они отличаются по длине, хоры нужны для увеличения длительности и насыщения звука.

Основная проблема заключается в том, что струны пианино расположены на очень малом расстоянии друг от друга, меньше 5 мм, и вызывает затруднение проверять настройку каждой струны по одной. Для решения этой трудности используются клинки. Они используются для заглушки крайних от настраиваемой струн, настройка же всегда начинается со средней струны в хоре. Клинки представляют собой простой вырезанный из резины заостренный треугольник, для заглушки самых тонких струн для удобства используются деревянные клинки. Вместо клинков используют также плотную резиновую ленту, работает она аналогичным образом, но процесс настройки замедляется, ибо ею сложнее заглушить струны.

Читайте также:  С 1 июля российских водителей ждёт три нововведения

Сам процесс настройки струн – дело куда более тонкое, чем вы даже можете представить, настраивать все струны подряд – это неправильно и непрофессионально, существуют специальные методики.

В первую очередь возникает вопрос, с помощью чего извлекается абсолютно чистая нота, на которую впоследствии и идёт ориентирование. Самый старый инструмент, используемый для этого – камертон. Камертон сделан в форме вилки с двумя зубцами, на конце ручки находится шарик, сначала камертоном бьют о твёрдую поверхность, а после этого прислоняют его к хорошо резонирующему материалу (но, в принципе, также подойдет любая твёрдая поверхность). Камертон начинает резонировать с ней, и он выдает звук, который соответствует ноте Ля первой октавы. Также некоторые мастера используют современные дорогие тюнеры, дешевые хроматические для гитары для этого не подходят. Но все равно самой правильной является настройка на слух, после одного удара камертона настройщик пианино пользуется исключительно слухом для окончательной настройки.

Существует несколько методик, по которым настраивается пианино.

Первая называется квартово-квинтовая – наиболее точная и часто применяемая, новички же обычно начинают с квинтово-октавной. В любом случае настройка начинается с ноты Ля малой октавы до ноты Ля первой темперации.

Процесс квартово-квинтовой настройки осуществляется следующим образом:

  • Сначала с помощью камертона выстраивается октава между ля малой октавы и Ля первой.
  • Настройка по одной струне: клинками изолируется по две крайние струны. Потом слева направо подстраиваются крайние струны хора.
  • Собственно почему метод имеет такое название: настройка идет путем чередования кварт (4 полутона) и квинт (5 полутонов): к примеру после Ля справа налево (напомню, что настройка идет по одной октаве) идет настройка Ре — квинта, после Ре идет квинта до Соль (слева направо), от Соль идёт на До (квинта, справа налево), от До вверх на Фа, от Фа на До-диез и так далее. Всё должно идти чётко по интервалам – это обеспечивает максимальное качество настройки.
  • Опять же напоминаю про темперацию – на кварте звук повышается на «одно биение в секунду» (термин имеет отношение к звуковым волнам), на квинте соответственно идет понижение на одно биение в секунду.
  • Проверка качества настройки – нужно проверять по малым терциям (содержит полтора тона), по настраиваемому способу (кварта-квинта), поиграть на фортепиано сложные вещи, например «Ave Maria» или любое произведение Баха (здесь в принципе не столь важно — что, важно — как – у неопытного пианиста вряд ли получится раскрыть все новые возможности отстроенного инструмента).

В кварто-октавной настройке все ступени, кроме третьей, аналогичны кварто-квинтовой, но процесс осуществляется с помощью другого интервального принципа. Сначала идет подъём вверх по квинте, а потом вниз на октаву: квинта — от Ля первой октавы на Ми второй, потом октава с Ми- второй октавы на Ми первой октавы, от Ми первой на Ля-бемоль и так далее. Этот способ более прост, но он более неточен, потому что чем шире интервал, тем больше будет погрешностей.

Время на настройку у каждого уйдет разное. По словам мастера, его самая первая настройка заняла 5 с половиной часов, сейчас на крайне срочную настройку он потратит 35-40 минут, обычно же он тратит на это 1,5 часа. Также он рассказал о советском настройщике по фамилии Волков, который был виртуозом своего дела – он настраивал на мастер-классах фортепиано за 20 минут и при этом не использовал заглушек, что, впрочем, не сказывалось на качестве настройки. Кстати этот человек в своё время изобрел конструкцию, при которой пианино настраивалось бы только один раз еще во время его изготовления, но этот способ не нашёл отклика, так как должны были активно использоваться металлические детали, а это сказалось бы на акустических свойствах инструмента (считайте это городской легендой).

Отстройка пианино – основное занятие мастера, однако это не единственная проблема, с которой ему предстоит столкнуться и, разумеется, решить.

Интонировка – одни молоточки используются чаще и уплотняются лучше, чем те, которые используются реже, их фетр (войлок на молоточках) смещается. Его нужно спрессовать или, наоборот, ослабить. Уплотнение молоточков происходит с помощью интонировочной иглы, фетр уплотняется к центру.

Шпиллер рояля

Часто встречаются также проблемы со шпиллером – это «толкатель» молоточка, при нажатии на клавишу он отпрыгивает назад и приводит в движение молоточек. Пружина, которая является движущим механизмом, может сломаться, выпадать из шлейфа, из-за этого клавиши могут цепляться друг за друга, западать, что, конечно же, очень мешает игре.

Струны, хотя и редко, но рвутся. Кстати, вы знали, что сила их натяжения достигает 18 тысяч килограмм? Представьте, если учесть, что в пианино обычно 220 струн, что общая сила их натяжения около 4000 тонн, все очень серьёзно, не правда ли? Извините, отвлёкся. Так вот, если струна рвется, то достать новую не так просто: обычно их берут из старых ненужных пианино, делают самостоятельно из струнной проволоки или заказывают на фабриках по производству фортепиано, что весьма проблематично и недешево. Так что будьте аккуратнее!

Также настройщики очищают пианино изнутри, проводят общую диагностику и, по мере выявления проблем, исправляют их, так что вы можете смело считать их музыкальными врачами. Поэтому цените этих людей — это не самая распространённая профессия, а без них пианисты были бы как без рук.

Ссылка на основную публикацию
Часто задаваемые вопросы — Автошкола; АвтоАкадемия 77
Что лучше автомат или механика Что выбрать коробку автомат или механическую, покупка автомобиля с м Д ля того чтобы ваш...
Цветовая температура что такое,какую выбрать,маркировка и таблицы
Цветовая температура светодиодных ламп таблица в кельвинах, холодный и теплый свет Цветовая температура светодиодных ламп — одна из главных величин,...
Цена Chevrolet Tracker Narxi в автосалонах GM Uzbekistan; Автострада
Chevrolet Tracker (2020-2021) цена и характеристики, фотографии и обзор Шевроле Трекер (2020-2021) цены и комплектация. Обзор «New Tracker» с техническими...
Часто задаваемые вопросы о давлении и важности абсолютного давления
Как выбрать манометр В этой статье представлена информация о манометрах, чем руководствоваться при выборе, особенности их эксплуатации и прочее. Наряду...

Частота настройки пианино почему важно делать это вовремя

Настройка подержанного пианино — Настройка пианино

За последнее время возросший интерес к музыке привел к большому количеству желающих научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте, а чаще всего – на пианино. К сожалению, не все могут себе позволить купить новый инструмент (и наша семья – не исключение). Подержанные пианино пользуются повышенным спросом.

Выбрать не новый инструмент – оказалось задачей не из легких. Часто за привлекательным внешним видом скрывались дефекты механики, трещины деки, ржавые струны. Пересмотрев множество подержанных пианино, мы, наконец, выбрали подходящий инструмент. Однако была необходима настройка пианино. И перед нами встал вопрос: как найти настройщика пианино?

Определиться нам помог Интернет. Мы знали, что у настоящего фортепианного мастера опыт работы должен быть не менее 15 лет. Поэтому, созваниваясь, в первую очередь, мы выясняли опытность настройщика. Наш настройщик пианино оказался музыкально образованной личностью, профессиональным музыкантом, который прекрасно разбирался в тонкостях игры на пианино и сам замечательно умел играть на этом инструменте.

Настройка пианино — сложный процесс согласования между собой всех звуков хроматического звукоряда. Чтобы проверить правильность темперирования, мастер использовал квартоквинтовую систему координации. Используя свои знания и слуховой опыт, настройщик пианино умело выстраивал темперацию сначала в пределах звуков первой октавы. А затем «тиражировал» выстроенную систему в нижний и верхний регистры. Настройка пианино длилась около 4 часов. В результате строй был подтянут до общепринятого стандарта – 440 герц. Кроме настройки пианино мастер выполнил мелкий ремонт инструмента: заменил несколько колков и отрегулировал ход педалей и клавиш.

Настройщик отметил, что у нас правильно выбрано место для пианино, что немаловажно для наилучшего сохранения всех механических и акустических характеристик инструмента. Для поддержания необходимой напряженности струн и стандартной высоты для всех звуков он посоветовал настраивать пианино 2 раза в год.

Также нам пригодились советы настройщика пианино:

  • При перемещении пианино необходимо не допускать резких ударов и толчков.
  • Не следует устанавливать инструмент у наружных стен, в сырых углах и между окнами помещения. От отопительных радиаторов пианино устанавливают на расстоянии не менее 2-х метров.
  • Необходимо не допускать резких колебаний влажности и воздуха. Оптимальная температура воздуха в помещении, в котором содержится инструмент, должна быть в пределах 18-20 * С с 50%-й влажностью.
  • Не следует помещать внутрь пианино емкость с водой. Воздействие влаги может стать губительным для инструмента. У пианино начнут ржаветь различные металлические детали, а также отклеиваться подставки и кромки деки. Воздух в сухой и жаркой комнате можно искусственно увлажнять с помощью аквариума, цветов или устраивать увлажняющую завесу у отопительных радиаторов.
  • Чтобы избежать появления в пианино моли, следует антимоль или нафталин подвешивать в мешочках на болты, которые крепят механику или же ставить коробочки в места, не связанные с работой механики, струн и деки. Категорически запрещается осыпать сукно и клавиатуру средствами от моли.
  • Звуковая отдача будет лучше, если инструмент установить на расстоянии 10 см от стены, а не вплотную.
  • Недопустимо ставить на пианино горшки и вазы с цветами, посуду.
  • Играть на пианино следует всегда сухими и чистыми руками.

После настройки у пианино появилось надлежащее качество звучания. В руках опытного настройщика инструмент приобрел стройность, чистоту звучания и небывалую певучесть. Мы не пожалели, что доверили свой инструмент настоящему мастеру своего дела.

Программирование клавишных: как сделать звучание VST-пианино реалистичнее

Гуманизация, кривые velocity и другие параметры, которые оживят ваши виртуальные клавишные.

Умение записывать фортепиано — один из самых крутых скиллов, который может освоить звукорежиссер. Работа с этим инструментом требует понимания концепций стереозаписи несколькими микрофонами и фазовых отношений — в зависимости от стиля музыки, подход к записи меняется. К тому же фортепиано охватывает весь слышимый диапазон частот, поэтому звукорежиссеру также требуется отличное знание частотных диапазонов.

К сожалению, всё это усложняет запись фортепиано — каждому конкретному миксу нужен свой подход к этому инструменту. Именно по этой причине на рынке существует большое количество VST-пианино и роялей: разработчики создают библиотеки для разных стилей, целей и миксов, что значительно упрощает использование клавишного инструмента.

Из этой статьи вы узнаете, как программировать реалистичное пианино. В рамках материала мы будем использовать библиотеку Native Instruments Alicia’s Keys, но все приемы и советы подойдут для любого VST-пианино. В качестве учебного трека взята джазовая композиция «Wade In The Water», написанная в 1901 году.

Гуманизация

Программируя фортепиано нужно думать как пианист, а это довольно сложно, если ваш основной инструмент — гитара, ударные или скрипка.

Само исполнение — ключевой момент при работе с любыми виртуальными инструментами.

Будьте предельно аккуратны с квантованием. Излишнее усердие и точность быстро превращают партию в роботизированный безжизненный сэмпл, даже если по нотам всё точно и правильно. Сохранить жизнь в партии можно одним из двух условных методов.

Методом пианиста. Сыграйте и запишите партию самостоятельно, а затем слегка отквантуйте её. Активность квантования установите на 25-30%, а также примените лёгкий эффект свинга — так ваша партия станет более драйвовой.

Методом продюсера. Запишите партию в Piano Roll с максимальной точностью — все ноты должны на 100% попадать в сетку. После этого примените к партии гуманизацию. Дополнить эффект гуманизации можно случайным изменением длительности нот и их позиции в пределах 25-35 пунктов. Также к партии можно применить изменение параметра Velocity случайным образом в пределах ±10.

Читайте также:  Пакетам торба день без полиэтилена в Киеве - БЖ - новости Киева на БЖ

Несмотря на название методов, не относитесь к ним серьёзно, если вы пианист или продюсер. Оба метода оживляют партию фортепиано по-разному, поэтому экспериментируйте и слушайте, что вам больше подходит. К тому же оба метода требуют последующей ручной доработки: проверьте динамику в местах с акцентами, вставьте очень тихие промежуточные ноты.

Совет

Всегда используйте референс-треки. При работе с этим проектом в качестве референс-трек использовались записи Дэйва Брубека, чья игра на фортепиано и подход к партиям помогли сделать виртуальные клавиши правдоподобнее. Если вы ищете реализма от VST-инструментов, всегда сравнивайте свой результат с игрой реальных музыкантов.

Помните, что при игре пианиста каждый звук извлекается по-разному, вы никогда не услышите две одинаково звучащие ноты. Реалистичность исполнения создаётся благодаря тому, что в мелодии, фразах и аккордах ноты всегда обладают разной длительностью, таймингом и силой извлечения.

Скорость звукоизвлечения и кривые Velocity

Прежде чем попасть в сэмплер, MIDI-информация взаимодействует с кривыми параметра Velocity. Идея в том, чтобы точнее и аккуратнее имитировать звучание реальных инструментов через MIDI-данные. По желанию музыканта, кривая может быть линейной, выпуклой или вогнутой.

Линейная кривая (Linear)

Воспроизводит ноту так, как её извлекли на инструменте: при сильном ударе по клавишам клавиатуры ноты звучат резко и громко, при слабом — мягко и тихо.

Выпуклая кривая (Convex)

Создает постепенное возрастание громкости. Чем длиннее нота, тем больше времени нужно на то, чтобы звук достиг той скорости и силы, с которыми он был извлечен.

Вогнутая кривая (Concave)

Противоположность выпуклой кривой. Создаёт затухание громкости. Чем длиннее звук, тем больше времени ему нужно на то, чтобы стать тихим.

Записав и отквантовав партию фортепиано, послушайте её звучание при использовании каждого из трех видов кривых. Самое крутое в том, что к разным частям партии можно применить собственные настройки: например, в более тихих и мягких местах на высоких звуках лучше использовать выпуклую кривую, чтобы сделать звучание более равномерным.

Эквализация

Для того, чтобы звучать реалистично, виртуальным пианино нужна эквализация. В интернете найдутся сотни советов по эквализации пианино, но для инструмента Алишы Кис посоветуем ряд правок для того, чтобы звук стал теплее и мягче.

Во-первых, отфильтруйте сигнал в диапазоне 150-250 Гц, ослабив эту область на 2-3 дБ. В этом диапазоне обычно живёт мутность, которая мешает другим инструментам в миксе.

Во-вторых, сделайте буст средних частот в районе 2-4 кГц. Насколько усиливать — вопрос индивидуальный для каждой библиотеки. В случае с NI Alicia Keys можно поднять эту область на 4-5,5 дБ.

Наконец, не забудьте о высокочастотном фильтре. Многое здесь также зависит от библиотеки, но для виртуального пианино Алишы подойдёт буст на 3-5 дБ выше 8 кГц. Такой ход придаёт инструменту более яркое звучание.

Разделение на регистры

Сложность работы с фортепиано и роялем в том, что эти инструменты охватывают весь слышимый диапазон частот. По этой причине запись фортепиано в одну дорожку плохая идея: звуки разных диапазонов частот сольются воедино так, что обработка эквалайзером станет практически невыносимой. Каждая небольшая правка верха заденет середину и низ, изменение эквалайзером низа сразу же отразится на других диапазонах.

Исходный MIDI-регион

Чтобы упростить себе жизнь, звукорежиссеры записывают фортепиано и рояли как минимум двумя микрофонами: один устанавливают справа, второй — слева. В итоге в одну дорожку попадает низ и часть середины, в другую — верх и ещё часть середины. Благодаря этому сводить инструмент можно по отдельности, не боясь испортить частотный баланс.

1. Регион с верхним регистром

2. Регион с нижним регистром

Виртуальные фортепиано обладают тем же недостатком, но работа с ними значительно проще: записали, сделали копию трека со всем контентом, в оригинале вырезали низкие звуки, в дубле — высокие.

Эквализация дорожек фортепиано с партиями в разных регистрах

Разделение по регистрам позволит независимо и точно обработать фортепиано, обезопасит от фазовых проблем и даст больше гибкости в работе с тембром.

Реверберация

Виртуальные акустические инструменты зачастую записываются сразу с реверберацией комнаты, в которой находился инструмент. Несмотря на это, разработчики обычно добавляют в свои продукты дополнительные ревербераторы, чтобы продюсеры и музыканты могли самостоятельно выбрать нужное количество эффекта. Тем не менее при работе с VST-пианино лучше отказаться от встроенных эффектов окружения и работать только с исходными сэмплами библиотеки — все эффекты добавятся потом.

Главный друг здесь — шина с реверберацией перед фейдером. Пре-фейдер даёт большое пространство для маневра за счёт того, что вам доступны два независимых вида громкости: громкость дорожки и громкость реверберации. Благодаря такому подходу можно настроить идеальный баланс между исходным звуком и откликом окружения.

В случае с фортепиано ищите сочетание читаемости, ясности и объёма — отличное соотношение этих свойств даёт стандартный ревербератор Logic Pro X ChromaVerb и его пресет Clean Big Room. Для тех, кто использует другие программы, стоит начать с небольших пространств (room, ambience) и постепенно переходить к более крупным. Тем не менее увеличивать реверберацию стоит только в том случае, если инструмент все равно будет звучать сухо — слишком большое количество эффекта опасно для микса, так как фортепиано быстро заполняет все свободные зоны.

Читайте также:  Автомобильное диагностическое оборудование - Программный модуль «VAG»

Маскировка частот

Последний шаг для придания реализма — скрыть части, которые вы не можете заставить работать. Речь идёт о естественном феномене, известном как маскировка частот (чуть подробнее об этом здесь, тут и там). Суть его заключается в том, что инструменты в одном частотному диапазоне перекрывают друг друга, при этом более тихие звуки как бы исчезают и становятся не слышны. Работая с пианино, мы можем воспользоваться этим феноменом, чтобы переключить внимание слушателя на лучшие моменты аранжировки.

В нашем примере, помимо фортепиано, присутствуют контрабас и ударные. Само по себе фортепиано звучит неплохо, но не идеально. Как только в аранжировке появляются другие инструменты в том же частотном диапазоне звучание фортепиано становится значительно лучше — ударные и контрабас скрывают за собой часть сигнала. В миксе клавиши занимают свое место между другими инструментами и трек звучит намного убедительнее, а фортепиано реалистичнее.

Заключение

Рассказанное в статье нельзя считать 100% рецептом успеха. Тем не менее этих знаний вполне достаточно для того, чтобы заложить реалистичный фундамент виртуального клавишника. Используйте эти советы для как отправную точку, пробуйте, экспериментируйте и всегда сравнивайте свой результат с игрой настоящего пианиста — только так вы добьётесь естественности звука от неестественных инструментов.

Настройка пианино

К Вашим услугам высококвалифицированные мастера-настройщики с многолетним опытом работы!

Уже много говорилось о том, что фортепиано имеет свойство со временем терять свой строй, а, помимо этого, могут возникнуть и иные проблемы, которые негативным образом сказываются на качестве звучания инструмента и, соответственно, на качестве исполняемой вами музыки.

Сразу скажу, в этом случае я настоятельно рекомендую вызвать мастера, который сможет все безукоризненно исправить. Но, возможно, вы решили сами углубиться в эту тему, сочли, что уровень вашего слуха уже вполне достаточен для того, чтобы самому с этим справиться, и что вы подходите для этой работы. В любом случае знания никогда не бывают лишними, и я не могу отказать вам в их получении по мере моих скромных возможностей.

Для этой статьи мне специально пришлось пообщаться с очень опытным мастером-настройщиком, ибо в этом деле необходимо на самом деле недюжинное мастерство и развитый слух, который будет максимально близок к абсолютному. Но, если вы только начали играть, не имеете особого музыкального опыта, то, пожалуйста, не делайте этого сами!

Я вас предупредил, струны, конечно, порвать достаточно сложно (только если вы перетяните их минимум на октаву), но если такое произойдет, то их будет достать значительно сложнее, чем гитарные, которые можно приобрести в любом музыкальном магазине.

Данный материал даст вам общее представление о настройке пианино, ведь, чтобы познать тонкости этого процесса, тот самый настройщик предложил переслать мне бандеролью пару «книжек» размером с томик Маркса-Энгельса каждая.

Что мне поведал опытный мастер, который захотел остаться инкогнито

Настройка фортепиано состоит в том, чтобы привести в соответствие все струны между собой, и чтобы они соответствовали идеальному строю.

Действие начинается с регулировки так называемой зоны темперации. Темперацию изобрел Иоганн Себастьян Бах, в её подтверждение он написал «48 прелюдий и фуг для хорошо темперированного клавира» (клавиром в XVII—XVIII веках называли все струнные клавишные инструменты). Именно благодаря этому изобретению великого композитора клавиатура фортепиано представляет собой тот инструмент, к которому мы на сегодняшний день привыкли. Все достаточно хитро… Если бы не была изобретена темперация, то играть было бы крайне неудобно и возможности в плане игры были бы весьма ограничены. Проще говоря, темперация – это умышленное незначительное искажение строя интервалов от чистых, в угоду удобству музыкантов. Без неё черные клавиши располагались бы не постоянно в одних и тех же местах, а одна линия клавиш октав была бы шире другой.

Вирбельбанк

Что касается настройки на физическом уровне, основной частью фортепиано, с которой работают настройщики — это вирбельбанк. Вирбеля – это специальные пианинные колки, которые имеют микронную резьбу, с помощью которой достаточно небольшого движения, чтобы изменить натяжение струн; сделан он из склеенных из разных пород древесины брусочков; расположены они в вирбельбанке под небольшим углом. Вирбельбанк – специальная доска для колков, которая удерживает струну в настроенном состоянии за счет силы трения. Для их регулировки применяется специальный настроечный ключ, который становится лучшим другом мастера: многие настолько за годы привыкают к своему личному инструменту, что если им дать аналогичный другой, то справляться они будут хуже. Установив ключ на вирбель, мастер очень аккуратными движениями либо повышает строй, натягивая колок, либо его понижает, ослабляя.

Особую сложность вызывает то, что на каждую ноту может приходиться от одной до трёх струн – по одной толстой струне в нижнем, басовом, регистре; по 2 в части среднего регистра, и по три до конца клавиатуры. Струны, которые относятся к одной ноте, называются хором – струны одного хора имеют одинаковую толщину, настраиваются одинаково, но они отличаются по длине, хоры нужны для увеличения длительности и насыщения звука.

Основная проблема заключается в том, что струны пианино расположены на очень малом расстоянии друг от друга, меньше 5 мм, и вызывает затруднение проверять настройку каждой струны по одной. Для решения этой трудности используются клинки. Они используются для заглушки крайних от настраиваемой струн, настройка же всегда начинается со средней струны в хоре. Клинки представляют собой простой вырезанный из резины заостренный треугольник, для заглушки самых тонких струн для удобства используются деревянные клинки. Вместо клинков используют также плотную резиновую ленту, работает она аналогичным образом, но процесс настройки замедляется, ибо ею сложнее заглушить струны.

Читайте также:  Самые экономичные автомобили по расходу топлива 2020 года

Сам процесс настройки струн – дело куда более тонкое, чем вы даже можете представить, настраивать все струны подряд – это неправильно и непрофессионально, существуют специальные методики.

В первую очередь возникает вопрос, с помощью чего извлекается абсолютно чистая нота, на которую впоследствии и идёт ориентирование. Самый старый инструмент, используемый для этого – камертон. Камертон сделан в форме вилки с двумя зубцами, на конце ручки находится шарик, сначала камертоном бьют о твёрдую поверхность, а после этого прислоняют его к хорошо резонирующему материалу (но, в принципе, также подойдет любая твёрдая поверхность). Камертон начинает резонировать с ней, и он выдает звук, который соответствует ноте Ля первой октавы. Также некоторые мастера используют современные дорогие тюнеры, дешевые хроматические для гитары для этого не подходят. Но все равно самой правильной является настройка на слух, после одного удара камертона настройщик пианино пользуется исключительно слухом для окончательной настройки.

Существует несколько методик, по которым настраивается пианино.

Первая называется квартово-квинтовая – наиболее точная и часто применяемая, новички же обычно начинают с квинтово-октавной. В любом случае настройка начинается с ноты Ля малой октавы до ноты Ля первой темперации.

Процесс квартово-квинтовой настройки осуществляется следующим образом:

  • Сначала с помощью камертона выстраивается октава между ля малой октавы и Ля первой.
  • Настройка по одной струне: клинками изолируется по две крайние струны. Потом слева направо подстраиваются крайние струны хора.
  • Собственно почему метод имеет такое название: настройка идет путем чередования кварт (4 полутона) и квинт (5 полутонов): к примеру после Ля справа налево (напомню, что настройка идет по одной октаве) идет настройка Ре — квинта, после Ре идет квинта до Соль (слева направо), от Соль идёт на До (квинта, справа налево), от До вверх на Фа, от Фа на До-диез и так далее. Всё должно идти чётко по интервалам – это обеспечивает максимальное качество настройки.
  • Опять же напоминаю про темперацию – на кварте звук повышается на «одно биение в секунду» (термин имеет отношение к звуковым волнам), на квинте соответственно идет понижение на одно биение в секунду.
  • Проверка качества настройки – нужно проверять по малым терциям (содержит полтора тона), по настраиваемому способу (кварта-квинта), поиграть на фортепиано сложные вещи, например «Ave Maria» или любое произведение Баха (здесь в принципе не столь важно — что, важно — как – у неопытного пианиста вряд ли получится раскрыть все новые возможности отстроенного инструмента).

В кварто-октавной настройке все ступени, кроме третьей, аналогичны кварто-квинтовой, но процесс осуществляется с помощью другого интервального принципа. Сначала идет подъём вверх по квинте, а потом вниз на октаву: квинта — от Ля первой октавы на Ми второй, потом октава с Ми- второй октавы на Ми первой октавы, от Ми первой на Ля-бемоль и так далее. Этот способ более прост, но он более неточен, потому что чем шире интервал, тем больше будет погрешностей.

Время на настройку у каждого уйдет разное. По словам мастера, его самая первая настройка заняла 5 с половиной часов, сейчас на крайне срочную настройку он потратит 35-40 минут, обычно же он тратит на это 1,5 часа. Также он рассказал о советском настройщике по фамилии Волков, который был виртуозом своего дела – он настраивал на мастер-классах фортепиано за 20 минут и при этом не использовал заглушек, что, впрочем, не сказывалось на качестве настройки. Кстати этот человек в своё время изобрел конструкцию, при которой пианино настраивалось бы только один раз еще во время его изготовления, но этот способ не нашёл отклика, так как должны были активно использоваться металлические детали, а это сказалось бы на акустических свойствах инструмента (считайте это городской легендой).

Отстройка пианино – основное занятие мастера, однако это не единственная проблема, с которой ему предстоит столкнуться и, разумеется, решить.

Интонировка – одни молоточки используются чаще и уплотняются лучше, чем те, которые используются реже, их фетр (войлок на молоточках) смещается. Его нужно спрессовать или, наоборот, ослабить. Уплотнение молоточков происходит с помощью интонировочной иглы, фетр уплотняется к центру.

Шпиллер рояля

Часто встречаются также проблемы со шпиллером – это «толкатель» молоточка, при нажатии на клавишу он отпрыгивает назад и приводит в движение молоточек. Пружина, которая является движущим механизмом, может сломаться, выпадать из шлейфа, из-за этого клавиши могут цепляться друг за друга, западать, что, конечно же, очень мешает игре.

Струны, хотя и редко, но рвутся. Кстати, вы знали, что сила их натяжения достигает 18 тысяч килограмм? Представьте, если учесть, что в пианино обычно 220 струн, что общая сила их натяжения около 4000 тонн, все очень серьёзно, не правда ли? Извините, отвлёкся. Так вот, если струна рвется, то достать новую не так просто: обычно их берут из старых ненужных пианино, делают самостоятельно из струнной проволоки или заказывают на фабриках по производству фортепиано, что весьма проблематично и недешево. Так что будьте аккуратнее!

Также настройщики очищают пианино изнутри, проводят общую диагностику и, по мере выявления проблем, исправляют их, так что вы можете смело считать их музыкальными врачами. Поэтому цените этих людей — это не самая распространённая профессия, а без них пианисты были бы как без рук.

Ссылка на основную публикацию
Часто задаваемые вопросы — Автошкола; АвтоАкадемия 77
Что лучше автомат или механика Что выбрать коробку автомат или механическую, покупка автомобиля с м Д ля того чтобы ваш...
Цветовая температура что такое,какую выбрать,маркировка и таблицы
Цветовая температура светодиодных ламп таблица в кельвинах, холодный и теплый свет Цветовая температура светодиодных ламп — одна из главных величин,...
Цена Chevrolet Tracker Narxi в автосалонах GM Uzbekistan; Автострада
Chevrolet Tracker (2020-2021) цена и характеристики, фотографии и обзор Шевроле Трекер (2020-2021) цены и комплектация. Обзор «New Tracker» с техническими...
Часто задаваемые вопросы о давлении и важности абсолютного давления
Как выбрать манометр В этой статье представлена информация о манометрах, чем руководствоваться при выборе, особенности их эксплуатации и прочее. Наряду...
Adblock detector